Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей

Правда об Уранове

Позднее, в письме без даты Нина Ивановна пишет: «Жаль, что Вы не в состоянии приехать в Москву, так хотелось бы повидаться, есть много о чем поговорить».

16 марта, незадолго до ухода Н.А., когда он уже чувствовал себя плохо, Нина Ивановна пишет Зубчинским:

«Дорогие друзья!

Шлю Вам свой сердечный привет к празднику весны и Света, желаю здоровья и счастья, надземных лучей. 13-го марта получили Вашу посылочку. Спасибо Лиде за прекрасную кофту, ... Как себя чувствуете? Коке: «Пусть принимает 2-3 капли строфанта каждый день, в течение 15 суток один раз в день. Потом посмотрим». Сегодня хочется сказать Вам несколько слов о Б.Н. ...»

В этом письме и последующих письмах, написанных Лидии Ивановне уже после ухода Н.А., Нина Ивановна сообщает много сокровенных сведений. Думаю, что сейчас еще не настало время говорить об этом.

Получив известие об уходе Н.А., Нина Ивановна пишет Л.И.:

«Конечно, утрата незаменима как для Вас, так же и для нас, Ваших друзей... Я очень тяжело переживала уход Коки..» (22.06.81).

К этому письму, написанному на листке в четверть обычного формата, приколот совсем маленький клочок бумаги. На нем в кавычках только одна фраза: «Он был моим учеником и остался им. Привет ему и любовь моя».

После ухода Н.А.Уранова Лидия Ивановна послала Нине Ивановне экземпляр рукописи «Жемчуг исканий». 28 марта 1982 года Нина Ивановна пишет: «Очень рада была получить записи Коли. У каждого духа свой узор. С удовольствием прочла их. Прошу Вас: берегите их, ведь это сокровище его духа. Оберегите их от происков тьмы. Знаю, как у меня все было очень сложно и трудно. Да и Вы об этом тоже должны знать. Надеюсь, Вы примете все меры, чтобы сохранить их для будущего».

Думаю, излишне комментировать эти письма. Мне хотелось бы завершить эту тему выдержкой из упомянутого письма Е.А.Ивановой в МЦР:

«Не будем ханжами. Наверное, у Н.А. были свои недостатки, как были они у Хейдока и Абрамова, не будем их обожествлять. При всем при том они сумели в земных условиях поднимать свой дух в заоблачные дали, и получать оттуда высокие знания. Это уже наши проблемы - по-своему трактовать их труды, соизмеряя их значение со своим сознанием».

IV. Там, где поношение – там ищите

Клевета есть топливо костра подвига.
Агни Йога, 21.

«Уличив» Н.А.Уранова в том, что он не был учеником Н.К.Рериха, что отрекся от своего земного руководителя Б.Н.Абрамова, позволял себе клеветнические высказывания в адрес своего Учителя и т.д. - авторы «разоблачительной» статьи обрушивают на читателя весь собранный против Уранова компромат. Цель - показать, что Уранов был человеком низких нравственных качеств и, следовательно, не мог черпать из Высокого Источника. Поражает упорство, с которым хулители преследуют свою жертву, не останавливаясь ни перед мелкими подлогами, ни перед прямой ложью. Впрочем, это понятно и должно быть предусмотрено. В очерке «Предупреждение», написанном Н.А.Урановым в 1959 году, есть такие слова:

«Пугать не нужно, но предупредить необходимо. Против идущего будут действовать враги тайные и явные, люди, уважаемые слепышами, и негодяи, люди, занимающие самые различные общественные положения; и те, от которых можно ожидать нападения, и те, от которых ожидать выпада никак не приходилось. Одни из них будут выступать, как бы случайно, и после истощения злобы отходить во тьму; другие будут действовать постоянно, с настойчивостью гончего пса. Ясно, что злоба, ложь, презрение - будут их главным оружием. Некоторые из них со святою простотою будут уверены, что, нападая на идущего, пытаясь его растоптать и уничтожить - они будут делать доброе и справедливое дело... Другие будут действовать в силу неудержимой, необъяснимой ненависти, которую будет внушать им один только вид идущего».[14]

Об этом феномене неоднократно говорится в книгах Учения. Хорошо сказано о нем и у Бориса Николаевича Абрамова: «Вознесут вас и унизят - и через это надо пройти. Если это явление рассматривать как придорожные знаки, свидетельствующие о продвижении духа, то им можно только порадоваться, ибо если не вознесут и не унизят, значит, слаб еще огонек и не вызывает ответной сильной реакции у встречных сознаний. Но уже видите, как мимо не проходит никто, не выявив своей сущности при соприкосновении». (Грани Агни Йоги, т. 5, 546).

Усердствуя в преследовании Уранова, Юшковы не замечают, как они теряют всякое чувство меры. Цитирую их статью:

«Известно, что в 1945 году Зубчинский был арестован, Гиндилис, видимо, желая вызвать у читателей сочувствие, пишет, что Н.А.Зубчинский был «арестован по ложному доносу», что не соответствует действительности (выделено мною - Л.Г.), т.к. во время японской оккупации Китая Зубчинский работал в Харбине в японской военной миссии, за что и был арестован, когда наша Красная Армия освободила Китай» ([3], с. 5).

Действительно, в конце 30-х годов Зубчинский работал в библиотеке, принадлежавшей японской военной миссии. На эту работу он поступил, чтобы иметь средства к существованию, предварительно посоветовавшись с Б.Н.Абрамовым и получив его одобрение. Впоследствии Зубчинский ушел из библиотеки, и к моменту, когда Советская Армия освободила Манчжурию, он зарабатывал на жизнь, разрисовывая деревянные тарелки.

  • [1] Н.Уранов. Огонь у порога. Новосибирск, 1995-222 с.
  • [2] Н.Уранов. Вершины. Новосибирск, 1995 -125 с.
  • [3] Наталия Юшкова, Андрей Юшков. Не раскрывайте случайных книг! // Перед Восходом, 1995, № 6(14), с.4-8.
  • [4] Гиндилис Л.М. Жемчуг исканий Николая Уранова // Мир Огненный, 1995, № 1/6, с.87-105; № 2/7.
  • [5] В процессе работы с издательством мне пришлось написать несколько вариантов предисловия. Один из них лег в основу моей статьи в «Мире Огненном» № 4/15, на которую ссылаются Юшковы. Варианты отличаются более или менее полным изложением и анализом содержания книги, но в биографической части они, по существу, идентичны. Эти же биографические сведения я использовал в предисловии к книге «Огненный подвиг» I.
  • [6] Письма Елены Рерих. Рига, 1940, т.2, с. 493.
  • [7] Так же как и А.П.Хейдок. За что он позднее поплатился несколькими годами заключения. Когда Альфред Петрович приехал в Советский Союз, он не помышлял о прекращении переписки с Учителем. Многие люди предупреждали его, что этого делать не следует, говорили о неизбежных последствиях. Даже работники почты в небольшом североуральском городке не советовали «чудному старику» отправлять то «злополучное» письмо. Но Альфред Петрович был человеком принципиальным и мужественным. Он считал недопустимым прекратить переписку с Учителем из соображений личной безопасности. Письмо было отправлено, и вскоре его автор – арестован за связь с заграницей.
  • [8] И.В.Орловская – заведующая архивным отделом МЦР.
  • [9] Выступление Л.И.Урановой публикуется в данном номере журнала, с.58-61.
  • [10] В одном из писем к Елене Аркадьевне Николай Александрович писал: «Очень важно! Передай, пожалуйста, К. («Капитану» - Л.Г.): «Большой привет от таежников. Каждую неделю они посылают Вам сердечный привет и будут делать это всегда, несмотря ни на что». (7.02.70).
  • [11] Речь идет о переезде Н.А. и Л.И. в Усть-Каменогорск.
  • [12] Речь идет о прямом письме без посредников.
  • [13] Это сообщение до Н.А. не дошло.
  • [14] Н.Уранов. Огненный подвиг, ч.I, с. 286.
  • [15] Очерк заканчивается ободряющими словами: «Не только предупредить, но и ободрить нужно идущего. Сказано: «Кто с Нами, тот иногда знает час борьбы, но так же знает и то, что ОН ВСЕГДА ПОБЕДИТЕЛЬ». При этом не следует забывать, что «... быть с Нами – это значит ЗНАТЬ Учение... знать Учение – значит ПРИМЕНЯТЬ» И благо тем, кто не только не устрашится борьбы, но и полюбит это состояние, от которого все равно никуда не уйти!» Уранов хорошо знал, на что идет.
  • [16] Наталии Дмитриевне Спириной.
  • [17] Геннадию Петровичу Кучме.
  • [18] К сожалению, так бывает далеко не всегда. Вот что пишет об этом Б.Н.Абрамов: «Только не ждите благодарности за деяния ваши, ибо чувство признательности – качество редкое среди людей. Только за редкими исключениями наблюдается оно в подходящих» (Грани Агни Йоги, т.5, 542).
  • [19] Помню, однажды я прочитал Альфреду Петровичу очередное Послание человечеству от Космического Разума, которое тогда ходило в Москве по рукам. Там было много положений, созвучных Учению, но что-то все же смущало. Альфред Петрович слушал внимательно, не перебивая и не комментируя. Когда я кончил, он помолчал, а потом произнес только одну фразу: «Какая бездуховная вещь!» Этим было сказано все.
  • [20] Я цитировал А.П.Хейдока по имеющемуся у меня машинописному тексту с его собственноручной подписью. Позднее его очерк «Жизнь-подвиг» был опубликован в сборнике «Радуга чудес» (Рига: Виеда, 1994). Там он публикуется без купюр.
  • [21] «Сознательные духи приходят на этот план учиться, бессознательные – наслаждаться. Это одно и то же. Каждое наслаждение имеет обратную сторону. Связавшись с приятной стороной, человек непременно познает и неприятную сторону и таким образом научится разбираться, что хорошо и что плохо. Только второй путь много длиннее первого» («Жемчуг исканий», § 166).
  • [22] С которой они знакомы, судя по всему, только по моей статье.
  • [23] Которые они, скорее всего, не читали (не раскрывайте случайных книг!).
  • [24] Далее идет цитата, которую Юшковы, во-первых, приводят не полностью, а, во-вторых, опуская кавычки, приписывают, тем самым, мне ее содержание.
  • [25] Основательно изучить новые области знания, затронутые в Учении (о чем пишет Е.И.) – разве это не будет развитием Учения?
  • [26] Давайте еще раз внимательно прочтем и подумаем над содержанием § 13 из книги «Агни Йога», где говорится о Фоме Кемпийском. Давайте прочтем весь параграф и обратим внимание на слова: «Именно сознательный ученик дерзает подойти к Учителю в подражании».
  • [27] Беликов П.Ф. Рерих (опыт духовной биографии). Новосибирск, 1994, с.188.
 
Версия для печати

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru