После приезда Бориса Николаевича в Советский Союз, контакт между ним и Николаем Александровичем начал восстанавливаться. Переписывались они через сестру Николая Александровича Веру Александровну, а после ее смерти - через дочь Веры Александровны Елену Аркадьевну Иванову. Такой способ был принят по взаимному согласию, и к тому имелись определенные основания. Дело в том, что по выходе из заключения Николай Александрович продолжал жить и работать в лагерном поселке Вихоревка, под бдительным оком КГБ. Его необычный образ жизни, занятия Учением не могли укрыться от глаз оперативных работников. Одним словом, он попал «под колпак», и ему серьезно угрожал повторный арест. В этих условиях, чтобы избежать ненужных осложнений для Б.Н., только что приехавшего из Харбина, было решено вести переписку через сестру Н.А. Позднее, когда Николай Александрович и Лидия Ивановна переехали в г. Усть-Каменогорск, они написали Борису Николаевичу и пригласили его переехать к ним на постоянное местожительство, собирались купить дом на две семьи. Борис Николаевич поблагодарил за приглашение, но от переезда отказался. Незадолго перед этим он вернулся из неудачной поездки (переезда) на Украину, куда пригласил его писатель О.Бердник, и уже был не в состоянии снова предпринять подобную акцию. Решил провести остаток жизни в г. Веневе. Борис Николаевич и Николай Александрович стремились встретиться, но их встреча так и не состоялась: мешали разные обстоятельства, а вскоре Борис Николаевич неожиданно ушел из жизни.
Но вернемся к периоду, когда переписка шла через родственников. Привожу выдержку из письма Е.А.Ивановой в МЦР от 20 марта 1995 г.:
«Прочитав письма, разосланные по всем Рериховским обществам Н.Д.Спириной и Г.П.Кучмой, я испытала двоякое чувство. Во-первых, жалость к тем, кто их писал (не ведают, какую Карму себе создают) и, во-вторых, горячее желание восстановить справедливость. Первая клевета на Н.А. состоит в утверждении, что он порвал со своим учителем Б.Н.Абрамовым, и что тот «выбросил его из своего сердца». У меня есть доказательства, что это не так. Немного истории». Далее излагаются события из жизни Н.А.Уранова, уже известные читателю. Затем Е.А.Иванова продолжает: «...чтобы избежать всяческих осложнений для Б.Н., Н.А. связь с ним осуществлял через мою мать, сестру Н.А., а после ее смерти в 1965 году через меня, так как после смерти мамы более родных людей у меня не осталось, и я, учась в институте, ездила к ним на каникулы и переписывалась. Список писем Б.Н., где он просил передать приветы и пр. «таежникам» (так Борис Николаевич называл в письмах Николая Александровича и Лидию Ивановну - Л.Г.), а также выдержки из писем Н.А., которые свидетельствуют о том, что он никогда не «отказывался от своего учителя», - прилагается.[10] <...> В 1970 году я с мужем ездила в Москву, и мы заезжали в Венев к Абрамовым. Они жили скромно, в деревянном домике на двоих или троих хозяев. Они подарили нам две серебряные ложки и передали кое-что из драгоценностей, чтобы мы в Новосибирске продали и переслали им деньги, что мы и делали в течение некоторого времени. Условия связи (между Урановым и Абрамовым - Л.Г.) оставались прежними».
Помимо Е.А.Ивановой, связь поддерживалась также через Альфреда Петровича Хейдока. В один из приездов к Б.Н.Абрамову Хейдок познакомил его с ментограммами Уранова. Борис Николаевич высоко оценил эти записи. По свидетельству А.П.Х., он сказал: «Передай Коке, что я поздравляю его с глубиной его восприятий».
Приведу несколько выдержек из писем Б.Н.Абрамова к Е.А.Ивановой.
«А.П. был у нас, о многом поговорили и вспомнили. Полностью ликвидированы те неприятные выдумки...» (24.12.69)
Через пару месяцев Б.Н. снова возвращается к этому вопросу: «...после нашей встречи с А.П. все окончательно выяснилось, сплетня разрушена, и у меня нет уже оснований для беспокойства...» (02.02.70).
И, наконец, спустя два года, уже незадолго до своего Ухода, Борис Николаевич пишет: «Дорогие Леночка и Гарик! Рад, что родичи Ваши устроились хорошо.[11]... Им от меня привет. Скажите, при случае, что когда повидаемся, то все объяснится и уладится хорошо и просто, а главное без посредников. В данном случае, посредничество ни к чему не приведет...» (13.10.71)
Ну что ж, кажется все ясно. Собственно на этом можно было бы поставить точку в данном вопросе. Но мы все же продолжим тему, Как я уже говорил, Николаю Александровичу и Борису Николаевичу не удалось встретиться, хотя оба стремились к этому. Приведу выдержку из письма Нины Ивановны Абрамовой, написанного уже после ухода Б.Н.
5 декабря 1972 года, когда боль утраты была еще очень остра («Невыносимо тяжко без Бори ... как только жить!»), Нина Ивановна, обеспокоенная тем, чтобы не осталось никаких недоразумений между Ушедшим и Николаем Александровичем, пишет Альфреду Петровичу Хейдоку: «Хочу попросить Вас написать Коке, сообщить ему о том, что в свое время Б.Н. просил Лену сообщить ему о том, что он может написать письмо для Бориса Николаевича,[12] а он ему, в свою очередь, ответит, когда получит письмо.[13] Мне непонятно, забыла ли Лена исполнить просьбу Бориса Николаевича или ее исполнила, ... Борис Николаевич еще при жизни говорил мне: ничего не могу понять, не написать ли обо всем Альфреду. К сожалению, он так и не дождался письма. Пожалуйста, обо всем напишите и объясните Коке, чтобы не было недоразумения».
- [1] Н.Уранов. Огонь у порога. Новосибирск, 1995-222 с.
- [2] Н.Уранов. Вершины. Новосибирск, 1995 -125 с.
- [3] Наталия Юшкова, Андрей Юшков. Не раскрывайте случайных книг! // Перед Восходом, 1995, № 6(14), с.4-8.
- [4] Гиндилис Л.М. Жемчуг исканий Николая Уранова // Мир Огненный, 1995, № 1/6, с.87-105; № 2/7.
- [5] В процессе работы с издательством мне пришлось написать несколько вариантов предисловия. Один из них лег в основу моей статьи в «Мире Огненном» № 4/15, на которую ссылаются Юшковы. Варианты отличаются более или менее полным изложением и анализом содержания книги, но в биографической части они, по существу, идентичны. Эти же биографические сведения я использовал в предисловии к книге «Огненный подвиг» I.
- [6] Письма Елены Рерих. Рига, 1940, т.2, с. 493.
- [7] Так же как и А.П.Хейдок. За что он позднее поплатился несколькими годами заключения. Когда Альфред Петрович приехал в Советский Союз, он не помышлял о прекращении переписки с Учителем. Многие люди предупреждали его, что этого делать не следует, говорили о неизбежных последствиях. Даже работники почты в небольшом североуральском городке не советовали «чудному старику» отправлять то «злополучное» письмо. Но Альфред Петрович был человеком принципиальным и мужественным. Он считал недопустимым прекратить переписку с Учителем из соображений личной безопасности. Письмо было отправлено, и вскоре его автор – арестован за связь с заграницей.
- [8] И.В.Орловская – заведующая архивным отделом МЦР.
- [9] Выступление Л.И.Урановой публикуется в данном номере журнала, с.58-61.
- [10] В одном из писем к Елене Аркадьевне Николай Александрович писал: «Очень важно! Передай, пожалуйста, К. («Капитану» - Л.Г.): «Большой привет от таежников. Каждую неделю они посылают Вам сердечный привет и будут делать это всегда, несмотря ни на что». (7.02.70).
- [11] Речь идет о переезде Н.А. и Л.И. в Усть-Каменогорск.
- [12] Речь идет о прямом письме без посредников.
- [13] Это сообщение до Н.А. не дошло.
- [14] Н.Уранов. Огненный подвиг, ч.I, с. 286.
- [15] Очерк заканчивается ободряющими словами: «Не только предупредить, но и ободрить нужно идущего. Сказано: «Кто с Нами, тот иногда знает час борьбы, но так же знает и то, что ОН ВСЕГДА ПОБЕДИТЕЛЬ». При этом не следует забывать, что «... быть с Нами – это значит ЗНАТЬ Учение... знать Учение – значит ПРИМЕНЯТЬ» И благо тем, кто не только не устрашится борьбы, но и полюбит это состояние, от которого все равно никуда не уйти!» Уранов хорошо знал, на что идет.
- [16] Наталии Дмитриевне Спириной.
- [17] Геннадию Петровичу Кучме.
- [18] К сожалению, так бывает далеко не всегда. Вот что пишет об этом Б.Н.Абрамов: «Только не ждите благодарности за деяния ваши, ибо чувство признательности – качество редкое среди людей. Только за редкими исключениями наблюдается оно в подходящих» (Грани Агни Йоги, т.5, 542).
- [19] Помню, однажды я прочитал Альфреду Петровичу очередное Послание человечеству от Космического Разума, которое тогда ходило в Москве по рукам. Там было много положений, созвучных Учению, но что-то все же смущало. Альфред Петрович слушал внимательно, не перебивая и не комментируя. Когда я кончил, он помолчал, а потом произнес только одну фразу: «Какая бездуховная вещь!» Этим было сказано все.
- [20] Я цитировал А.П.Хейдока по имеющемуся у меня машинописному тексту с его собственноручной подписью. Позднее его очерк «Жизнь-подвиг» был опубликован в сборнике «Радуга чудес» (Рига: Виеда, 1994). Там он публикуется без купюр.
- [21] «Сознательные духи приходят на этот план учиться, бессознательные – наслаждаться. Это одно и то же. Каждое наслаждение имеет обратную сторону. Связавшись с приятной стороной, человек непременно познает и неприятную сторону и таким образом научится разбираться, что хорошо и что плохо. Только второй путь много длиннее первого» («Жемчуг исканий», § 166).
- [22] С которой они знакомы, судя по всему, только по моей статье.
- [23] Которые они, скорее всего, не читали (не раскрывайте случайных книг!).
- [24] Далее идет цитата, которую Юшковы, во-первых, приводят не полностью, а, во-вторых, опуская кавычки, приписывают, тем самым, мне ее содержание.
- [25] Основательно изучить новые области знания, затронутые в Учении (о чем пишет Е.И.) – разве это не будет развитием Учения?
- [26] Давайте еще раз внимательно прочтем и подумаем над содержанием § 13 из книги «Агни Йога», где говорится о Фоме Кемпийском. Давайте прочтем весь параграф и обратим внимание на слова: «Именно сознательный ученик дерзает подойти к Учителю в подражании».
- [27] Беликов П.Ф. Рерих (опыт духовной биографии). Новосибирск, 1994, с.188.