Предисловие редакции
Публикуя этот материал, мы хотели бы уточнить отношение редакции к создавшейся ситуации. Первой нашей мыслью было вообще отказаться от полемики по поводу статьи о Николае Александровиче Уранове. Часть его трудов вышла, другая, более объемная, готовится к публикации. Желающие оценить их по достоинству могут сделать это самостоятельно, без комментариев со стороны редакции.
Тем не менее, мы все же решили опубликовать ответ на статью Натальи и Андрея Юшковых под названием «Не раскрывайте случайных книг», напечатанную в газете «Перед Восходом», № 6 (14), 1995 г. (Газета «Перед Восходом» издается Сибирским Рериховским Обществом. В № 6 (14) за 1995 год в ней был напечатан негативный критический материал о личности и трудах Н.А.Уранова.)
Это вызвано рядом причин, первая из которых состоит в том, что публикуемый нами материал содержит целый ряд ценных биографических и уточняющих данных о Н.А.Уранове, которые дополняют и углубляют уже имеющиеся сведения.
Кроме того, в данной статье исправлен ряд неточностей, и дано разъяснение тем понятиям и смысловым оборотам, которые содержались в ранее опубликованном материале, и которые могли быть превратно истолкованы читателями.
И, наконец, мы не хотели бы оставлять в недоумении всех, у кого из-за недостаточно глубокого знания ситуации могло создаться неверное впечатление о личности Николая Александровича, тем более что не последнюю роль в данном случае сыграл и авторитет тех уважаемых людей, которые оказались к этому причастны. Положение Учения о том, что каждое поношение Высоких Имен не должно оставаться без ответа, думаем, уместно и в этом случае.
Редакция ограничивается данной публикацией и в дальнейшем к указанной полемике возвращаться не будет, учитывая отрицательное влияние подобного рода дискуссий, как с нравственной стороны, так и в целях сохранения единства в рамках самого рериховского движения.
на статью Юшковых
«Никогда Н.А.Уранов
не отрекался от своего учителя»
Статья Н. и А. Юшковых «Не раскрывайте случайных книг», напечатанная в газете «Перед Восходом», вызвала боль и сожаление. Во-первых, потому, что такая прекрасная газета опустилась до подобной клеветы на Н. Уранова, во-вторых, потому, что ни я, ни Уранов никогда не были знакомы ни с Юшковыми, ни с Б.А.Даниловым. Следовательно, все написано ими с чужих слов. Н.Д.Спирина и Г.П.Кучма многие годы были нашими близкими друзьями, они очень любили Н. Уранова, и мы любили их; и невозможно понять, как они могли дойти до такой клеветы, да еще спрятавшись за спину Юшковых, людей, совершенно незнакомых нам.
Мы никогда не утверждали, что являемся прямыми учениками Н.К. и Е.И.Рерихов, и что мы переписывались с ними - это ложь. Нашим общим учителем был Б.Н.Абрамов, позднее Н.Уранов познакомил с ним Спирину.
Никогда Н.А.Уранов не отрекался от своего учителя и не допускал клеветы в его адрес, и тем более не ставил себя выше его - еще одна ложь и отвратительная клевета. До самой смерти Б.Н.Абрамова мы сохраняли связь с ним и навсегда сохраним чувство благодарности за те знания, которые мы от него получили. Когда Б.Н. приехал в Советский Союз, мы жили в Сибири и работали в лагерях. И в силу определенных условий, по взаимной договоренности, переписка наша с ним велась через сестру Н. Уранова Веру Александровну, жившую в Новосибирске, а после ее смерти - через ее дочь Е.А.Иванову, которая сейчас живет в г. Красноярске, и у которой хранятся эти письма.
Когда в 1971 г. мы переехали в г. Усть-Каменогорск, то в начале 1972 года Б.Н. написал Ивановой, что теперь можно писать ему прямо; также планировалась наша встреча, но летом Б.Н. не стало. Дальнейшая переписка наша продолжалась непосредственно с его женой Ниной Ивановной до самой ее смерти. Так как она плохо видела, то письма под ее диктовку писал ее друг, покойный художник Б.А.Смирнов-Русецкий и Е.А.Николаев, ныне проживающий в г. Москве, он заботился о ней до конца ее жизни; по мере возможности мы тоже помогали ей.
При жизни Б.Н.Абрамова в конце шестидесятых годов Е.Иванова, а в 1971 году А.П.Хейдок ездили к Б.Н. и подробно информировали его о нашей жизни. Хейдок возил ему для ознакомления ментограммы Уранова. Б.Н. очень одобрил эту работу и сказал: «Передай Коке (так он называл Уранова), что я поздравляю его с глубиной его восприятий». От Б.Н. Хейдок привез часть его записей, которые успел переписать, пока жил у него. При жизни Н.Уранов собрал только два сборника своих очерков: «Огонь у порога» и «Огненный подвиг» и закончил работу «Тайна любви Начал». С ранней юности он работал над Учением А.И., как советовала Е.И.Рерих, но он никогда даже не помышлял о публикации своих писаний. После его смерти я постепенно собрала сборник его стихов и другие сборники, дав им название по своему разумению. Его записи, которые он называл ментограммы, я собрала в отдельный сборник под названием «Жемчуг Исканий», так как мне всегда была близка идея картины Н.К.Рериха «Жемчуг Исканий». Как жемчужины, нанизываются Учителем на наше сознание крупицы Высшего Знания. А еще потому, что много лет назад я видела во сне Елену Ивановну Рерих, которая подарила мне нитку жемчуга, надев ее на мою шею; этот сон произвел на меня неизгладимое впечатление и запомнился мне на всю жизнь, так же как и символ жемчуга, олицетворяющего крупицы Знания.
- [1] Н.Уранов. Огонь у порога. Новосибирск, 1995-222 с.
- [2] Н.Уранов. Вершины. Новосибирск, 1995 -125 с.
- [3] Наталия Юшкова, Андрей Юшков. Не раскрывайте случайных книг! // Перед Восходом, 1995, № 6(14), с.4-8.
- [4] Гиндилис Л.М. Жемчуг исканий Николая Уранова // Мир Огненный, 1995, № 1/6, с.87-105; № 2/7.
- [5] В процессе работы с издательством мне пришлось написать несколько вариантов предисловия. Один из них лег в основу моей статьи в «Мире Огненном» № 4/15, на которую ссылаются Юшковы. Варианты отличаются более или менее полным изложением и анализом содержания книги, но в биографической части они, по существу, идентичны. Эти же биографические сведения я использовал в предисловии к книге «Огненный подвиг» I.
- [6] Письма Елены Рерих. Рига, 1940, т.2, с. 493.
- [7] Так же как и А.П.Хейдок. За что он позднее поплатился несколькими годами заключения. Когда Альфред Петрович приехал в Советский Союз, он не помышлял о прекращении переписки с Учителем. Многие люди предупреждали его, что этого делать не следует, говорили о неизбежных последствиях. Даже работники почты в небольшом североуральском городке не советовали «чудному старику» отправлять то «злополучное» письмо. Но Альфред Петрович был человеком принципиальным и мужественным. Он считал недопустимым прекратить переписку с Учителем из соображений личной безопасности. Письмо было отправлено, и вскоре его автор – арестован за связь с заграницей.
- [8] И.В.Орловская – заведующая архивным отделом МЦР.
- [9] Выступление Л.И.Урановой публикуется в данном номере журнала, с.58-61.
- [10] В одном из писем к Елене Аркадьевне Николай Александрович писал: «Очень важно! Передай, пожалуйста, К. («Капитану» - Л.Г.): «Большой привет от таежников. Каждую неделю они посылают Вам сердечный привет и будут делать это всегда, несмотря ни на что». (7.02.70).
- [11] Речь идет о переезде Н.А. и Л.И. в Усть-Каменогорск.
- [12] Речь идет о прямом письме без посредников.
- [13] Это сообщение до Н.А. не дошло.
- [14] Н.Уранов. Огненный подвиг, ч.I, с. 286.
- [15] Очерк заканчивается ободряющими словами: «Не только предупредить, но и ободрить нужно идущего. Сказано: «Кто с Нами, тот иногда знает час борьбы, но так же знает и то, что ОН ВСЕГДА ПОБЕДИТЕЛЬ». При этом не следует забывать, что «... быть с Нами – это значит ЗНАТЬ Учение... знать Учение – значит ПРИМЕНЯТЬ» И благо тем, кто не только не устрашится борьбы, но и полюбит это состояние, от которого все равно никуда не уйти!» Уранов хорошо знал, на что идет.
- [16] Наталии Дмитриевне Спириной.
- [17] Геннадию Петровичу Кучме.
- [18] К сожалению, так бывает далеко не всегда. Вот что пишет об этом Б.Н.Абрамов: «Только не ждите благодарности за деяния ваши, ибо чувство признательности – качество редкое среди людей. Только за редкими исключениями наблюдается оно в подходящих» (Грани Агни Йоги, т.5, 542).
- [19] Помню, однажды я прочитал Альфреду Петровичу очередное Послание человечеству от Космического Разума, которое тогда ходило в Москве по рукам. Там было много положений, созвучных Учению, но что-то все же смущало. Альфред Петрович слушал внимательно, не перебивая и не комментируя. Когда я кончил, он помолчал, а потом произнес только одну фразу: «Какая бездуховная вещь!» Этим было сказано все.
- [20] Я цитировал А.П.Хейдока по имеющемуся у меня машинописному тексту с его собственноручной подписью. Позднее его очерк «Жизнь-подвиг» был опубликован в сборнике «Радуга чудес» (Рига: Виеда, 1994). Там он публикуется без купюр.
- [21] «Сознательные духи приходят на этот план учиться, бессознательные – наслаждаться. Это одно и то же. Каждое наслаждение имеет обратную сторону. Связавшись с приятной стороной, человек непременно познает и неприятную сторону и таким образом научится разбираться, что хорошо и что плохо. Только второй путь много длиннее первого» («Жемчуг исканий», § 166).
- [22] С которой они знакомы, судя по всему, только по моей статье.
- [23] Которые они, скорее всего, не читали (не раскрывайте случайных книг!).
- [24] Далее идет цитата, которую Юшковы, во-первых, приводят не полностью, а, во-вторых, опуская кавычки, приписывают, тем самым, мне ее содержание.
- [25] Основательно изучить новые области знания, затронутые в Учении (о чем пишет Е.И.) – разве это не будет развитием Учения?
- [26] Давайте еще раз внимательно прочтем и подумаем над содержанием § 13 из книги «Агни Йога», где говорится о Фоме Кемпийском. Давайте прочтем весь параграф и обратим внимание на слова: «Именно сознательный ученик дерзает подойти к Учителю в подражании».
- [27] Беликов П.Ф. Рерих (опыт духовной биографии). Новосибирск, 1994, с.188.