Я не верю, что Альфред Петрович Хейдок, как это пишут Юшковы, не принимал записей Абрамова, пока не узнал об отзыве Елены Ивановны. Пытаясь дезавуировать Альфреда Петровича (ну как же, ведь он поддерживает Уранова!), Юшковы приводят замечание Елены Ивановны о том, что «Хейдок... страдает отсутствием распознавания» (из письма от 19.08.37). Но Елене Ивановне принадлежат и другие слова. В письме И.И.Ельцову от 27 сентября 1946 г. она писала: «Ценными могут быть советы А.П.X. Передайте мой сердечный привет А.П.X., его нежная душа нам близка». В конце этого довольно длинного письма Елена Ивановна снова пишет: «Любите А.П.X. Н.К. и я очень ценим и любим его». Именно своей чуткой душой Альфред Петрович почувствовал и принял в сердце высокое творчество Б.Н.Абрамова и Н.А.Уранова, как много лет назад он принял Живую Этику, не спрашивая о том, кто подтвердит Источник Учения.[18]
Бестактность хулителей вынуждает говорить о вещах сокровенных, о которых говорить не хотелось бы. Б.А.Данилов пишет: «В предисловии прозрачно намекается на то, что у Зубчинского и его супруги были священные боли, как вестники открытия огненных центров» ([3], с. 6). И далее: «Центры можно развивать различными механическими приемами, но это путь низшего психизма и лишает Общения с Высокими Иерархами Света (закон созвучия)». В этих двух фразах наворочено очень много. Во-первых, здесь содержится намек (или прямое обвинение?) в том, что Зубчинские занимались механическими упражнениями для раскрытия центров. Это явная клевета! Во-вторых, при механических упражнениях происходит лишь частичное приоткрытое центров, отсутствует их огненная трансмутация. Потому медиум не испытывает священных болей. Потому несоизмеримо сравнивать опыт медиума с опытом Высокого Подвижника. Люди, которые среди винных паров и табачного дыма принимают послания Космического Разума, просто не понимают, о чем они говорят. Я достаточно знаком с писаниями самоявленных «адептов», «контактеров» и других медиумов. Иногда их претензии очень велики, иногда это вполне безобидные послания. Но главное - в них отсутствует духовность. И потом - подчеркну еще раз - медиум не испытывает «священных болей». Если бы это было не так, медиумизм не превратился бы в массовое явление. Наконец, я хотел бы спросить Данилова - где, в каком предисловии он прочел намек на «священные боли»? Я не только избегал говорить об этом, но и, цитируя Хейдока («Жизнь-подвиг»), опустил соответствующие места, спрятав их за многоточиями.[19] По какой причине? Да по той же, по какой А.Блок в свое время ушел из религиозно-философского общества. Помните, когда его спросили об этом - он ответил: потому что там говорят о Несказуемом. Имеющий уши, да слышит. Зачем говорить о том, о чем каждый должен судить на основании того, что подскажет ему его сердце?
Выше я уже отмечал, что гонители Уранова используют прием приписывания оппоненту того, чего он не говорил. Здесь мы вновь сталкиваемся с тем же приемом нечестной полемики.
Стремясь обосновать обвинение в медиумизме, Юшковы пытаются доказать, что произведения Н.А.Уранова противоречат Живой Этике. Здесь они берут на вооружение еще один, тоже хорошо известный прием недобросовестной полемики - обрыв цитаты. Цитата обрывается в таком месте или фраза вырывается из контекста таким образом, чтобы ей можно было придать противоположный смысл. Проиллюстрируем, как это делают Юшковы.
У меня в статье сказано: «Восхождение совершается путем совершенствования. Между тем, большинство людей связывают сущность жизни со стремлением получить наслаждение. Наслаждение «ведет к познанию того, чем наслаждаются. Таким образом, путь наслаждения есть тоже путь совершенствования. Но так как «за удовольствия платят» - этот путь нелегок и длинен» (§ 49). О том же говорится и в § 166 [20] «Если человек идет этим путем, у него может не хватить времени к положенному сроку. Потому необходим более краткий путь сознательного совершенствования». Юшковы выдернули из всего этого одну фразу: «Путь наслаждения есть тоже путь совершенствования», - и, сделав вид, что Уранов призывает к наслаждению, назидательно поучают: «В то время как в Учении сказано определенно: «Самоуслаждение есть тьма, самоотвержение есть Свет». О пагубности наслаждения говорили все святые подвижники» ([3], с. 7).
Между тем, буквально через несколько строк Юшковы могли бы прочесть: «Скажем конкретно: ПОКА ЧЕЛОВЕК НЕ НАУЧИТСЯ ОБУЗДЫВАТЬ СВОЮ СТРАСТЬ ВЫСШИМ ТВОРЧЕСКИМ ТРУДОМ; ПОКА ЧЕЛОВЕК НЕ НАУЧИТСЯ ОБУЗДЫВАТЬ СВОЙ ЭГОИЗМ СЛУЖЕНИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ И ИЕРАРХИИ - ДО ТЕХ ПОР ОН НЕ СМОЖЕТ ВЗОЙТИ НА НОВУЮ СТУПЕНЬ СОЗНАНИЯ. Пусть из абстракции ВОСХОЖДЕНИЕ превратится в восхождение на Новую Ступень» (§ 98).
Еше пример. У меня в статье сказано: «Человек, успешно продвигающийся по духовному пути, обычно имеет учеников, которые видят в нем своего Учителя и Наставника. Однако отношение между ними не всегда складывается гладко». Далее приводятся выдержки из «Жемчуга исканий», причем по контексту ясно, что речь идет о земном наставнике начинающих учеников. К нему и обращен этот параграф, в котором говорится: «Учитель тянет ученика вверх. Это не всегда нравится ученику, желающему еще полакомиться материей. Ученику не нравится, когда Учитель тянет его вверх слишком сильно, слишком быстро, не в меру его способностей восходить. Если же кармическая смола слишком прилепляет ученика к прошлому - ему становится больно, когда Учитель его тянет, и он может восстать. Надо Учителю четко разбираться, когда и с какою скоростью он может тянуть ученика, чтобы приятная «подручка» (поддержка) не превратилась в веревку, тянущую пленника за всадником победителя (выделено мною - Л.Г.)» (§ 597).
- [1] Н.Уранов. Огонь у порога. Новосибирск, 1995-222 с.
- [2] Н.Уранов. Вершины. Новосибирск, 1995 -125 с.
- [3] Наталия Юшкова, Андрей Юшков. Не раскрывайте случайных книг! // Перед Восходом, 1995, № 6(14), с.4-8.
- [4] Гиндилис Л.М. Жемчуг исканий Николая Уранова // Мир Огненный, 1995, № 1/6, с.87-105; № 2/7.
- [5] В процессе работы с издательством мне пришлось написать несколько вариантов предисловия. Один из них лег в основу моей статьи в «Мире Огненном» № 4/15, на которую ссылаются Юшковы. Варианты отличаются более или менее полным изложением и анализом содержания книги, но в биографической части они, по существу, идентичны. Эти же биографические сведения я использовал в предисловии к книге «Огненный подвиг» I.
- [6] Письма Елены Рерих. Рига, 1940, т.2, с. 493.
- [7] Так же как и А.П.Хейдок. За что он позднее поплатился несколькими годами заключения. Когда Альфред Петрович приехал в Советский Союз, он не помышлял о прекращении переписки с Учителем. Многие люди предупреждали его, что этого делать не следует, говорили о неизбежных последствиях. Даже работники почты в небольшом североуральском городке не советовали «чудному старику» отправлять то «злополучное» письмо. Но Альфред Петрович был человеком принципиальным и мужественным. Он считал недопустимым прекратить переписку с Учителем из соображений личной безопасности. Письмо было отправлено, и вскоре его автор – арестован за связь с заграницей.
- [8] И.В.Орловская – заведующая архивным отделом МЦР.
- [9] Выступление Л.И.Урановой публикуется в данном номере журнала, с.58-61.
- [10] В одном из писем к Елене Аркадьевне Николай Александрович писал: «Очень важно! Передай, пожалуйста, К. («Капитану» - Л.Г.): «Большой привет от таежников. Каждую неделю они посылают Вам сердечный привет и будут делать это всегда, несмотря ни на что». (7.02.70).
- [11] Речь идет о переезде Н.А. и Л.И. в Усть-Каменогорск.
- [12] Речь идет о прямом письме без посредников.
- [13] Это сообщение до Н.А. не дошло.
- [14] Н.Уранов. Огненный подвиг, ч.I, с. 286.
- [15] Очерк заканчивается ободряющими словами: «Не только предупредить, но и ободрить нужно идущего. Сказано: «Кто с Нами, тот иногда знает час борьбы, но так же знает и то, что ОН ВСЕГДА ПОБЕДИТЕЛЬ». При этом не следует забывать, что «... быть с Нами – это значит ЗНАТЬ Учение... знать Учение – значит ПРИМЕНЯТЬ» И благо тем, кто не только не устрашится борьбы, но и полюбит это состояние, от которого все равно никуда не уйти!» Уранов хорошо знал, на что идет.
- [16] Наталии Дмитриевне Спириной.
- [17] Геннадию Петровичу Кучме.
- [18] К сожалению, так бывает далеко не всегда. Вот что пишет об этом Б.Н.Абрамов: «Только не ждите благодарности за деяния ваши, ибо чувство признательности – качество редкое среди людей. Только за редкими исключениями наблюдается оно в подходящих» (Грани Агни Йоги, т.5, 542).
- [19] Помню, однажды я прочитал Альфреду Петровичу очередное Послание человечеству от Космического Разума, которое тогда ходило в Москве по рукам. Там было много положений, созвучных Учению, но что-то все же смущало. Альфред Петрович слушал внимательно, не перебивая и не комментируя. Когда я кончил, он помолчал, а потом произнес только одну фразу: «Какая бездуховная вещь!» Этим было сказано все.
- [20] Я цитировал А.П.Хейдока по имеющемуся у меня машинописному тексту с его собственноручной подписью. Позднее его очерк «Жизнь-подвиг» был опубликован в сборнике «Радуга чудес» (Рига: Виеда, 1994). Там он публикуется без купюр.
- [21] «Сознательные духи приходят на этот план учиться, бессознательные – наслаждаться. Это одно и то же. Каждое наслаждение имеет обратную сторону. Связавшись с приятной стороной, человек непременно познает и неприятную сторону и таким образом научится разбираться, что хорошо и что плохо. Только второй путь много длиннее первого» («Жемчуг исканий», § 166).
- [22] С которой они знакомы, судя по всему, только по моей статье.
- [23] Которые они, скорее всего, не читали (не раскрывайте случайных книг!).
- [24] Далее идет цитата, которую Юшковы, во-первых, приводят не полностью, а, во-вторых, опуская кавычки, приписывают, тем самым, мне ее содержание.
- [25] Основательно изучить новые области знания, затронутые в Учении (о чем пишет Е.И.) – разве это не будет развитием Учения?
- [26] Давайте еще раз внимательно прочтем и подумаем над содержанием § 13 из книги «Агни Йога», где говорится о Фоме Кемпийском. Давайте прочтем весь параграф и обратим внимание на слова: «Именно сознательный ученик дерзает подойти к Учителю в подражании».
- [27] Беликов П.Ф. Рерих (опыт духовной биографии). Новосибирск, 1994, с.188.