В письмах Елены Ивановны Рерих, изданных МЦР, содержится много подробных разъяснений, касающихся трудностей духовного роста и складывающихся взаимоотношений у вступивших на путь духовного самосовершенствования. Елена Ивановна по-матерински заботливо помогала преодолеть все препятствия, сопутствующие расширению сознания и самосовершенствованию своих корреспондентов, наладить взаимоотношения и сотрудничество, учила своевременному распознаванию негативных личностных проявлений, ложных и опасных путей. Опыт наших старших друзей, содержащийся в письмах Елены Ивановны, – это завещание тем, кто пройдет этот путь за ними. Первопроходцам всегда сложней, они первыми расчищали завалы человеческой самости и прокладывали путь к объединению сознаний во имя Общего Блага. Их горькие уроки – предупреждение, их удачи на этом пути – помощь и крылья идущим следом. Они не избегали трудностей, у многих в личных тетрадях хранились слова Рабиндраната Тагора:
«Да не молюсь я быть укрытым от опасностей, но лишь о бесстрашии, встречая их. Да не прошу я утешить мою боль, но лишь бы сердце победило ее. Да не ищу я союзников в жизненной битве, но лишь мою собственную силу. Даруй мне силу не быть малодушным, чуя Твое Милосердие лишь в моих успехах, но дай мне почувствовать пожатие Твоей Руки в моих ошибках».
Все, без исключения, рериховцы Даугавпилса, сохранившие память о старших, вспоминают, как Ф.В.Осташева никому не позволяла называть себя учителем. Учась постоянно сама, она считала своим долгом оказывать помощь в изучении Живой Этики более молодым и менее опытным. Никто ее не выбирал руководителем группы, но все, на основании накопленного ею опыта и знаний, признавали ее ведущую роль. Так же было и в других группах, где ведущими были в разное время Ефрем Сафронович Барун, Людвика Константиновна Дексне, Инна Артуровна Цанкале, Иван Сильвестрович, Аркадий Иванович и Лидия Эрнстовна Веретинские. И каждый из них помнил, что «Каждый, осознавший основы эволюции, имеет обязательство передать это знание некоторому числу людей»(Агни Йога, 153).
Несмотря на разгром Латвийского Общества Рериха, главной цели – уничтожения нового мышления, знаний содержащтхся в Живой Этики, которое все эти годы хранилось в сердцах тех, прикоснулся к нему – достичь не удалось . В самые тяжелые моменты жизни они всегда обращались к Учению к его простым и невыразимо глубоким словам: «Когда же усложнятся вычисления и затмится Беспредельность, тогда снова вспомнят простейшую основу: от сердца к сердцу – таков закон сотрудничества, общины, содружества».
Начиная с 1958 года, сначала Юрий Николаевич, а затем Святослав Николаевич начали передачу творческого наследия своей семьи в Россию. Даугавпилсские рериховцы были среди первых посетителей выставок, которые проходили в Москве. И.А.Цанкале, О.И.Балакина и другие привезли в родной город из Москвы открытки, репродукции картин, представленных на выставке, рассказывали о встречах с Святославом Николаевичем. Его напутственный автограф – «Будем всегда стремиться к Прекрасному!» (9.11.1989), – Ольга Иосифовна Балакина (род. 1923), внучка Е.С.Баруна, передала Даугавпилсской группе Латвийского отделения МЦР, в которую вошли в 1995 году те, кто в условиях идеологических запретов, хранили книги и самостоятельно изучали Учение Живой Этики. Вместе с ними, сохранившими память о рериховцах 30-х годов, о Двинской группе, подходили и новые, услышавшие Зов сотрудники, которым суждено жить в Новой Эпохе и строить ее по законам Красоты.
принадлежащей Даугавпилсским рериховцам.
Передано О.И.Балакиной