Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Горева Т.Н.
Даугавпилс, Латвия.

Двинская группа

«Разве сердце не может радоваться, получая такое письмо, как Ваше? Разве может оно не послать в ответ лучший привет и зов к новой жизни, осознанной в новой радости служения благу человечества?

Истинно, лишь очень немногие могут ощущать эту радость, которая временами охватывает Вас, несмотря на неизбежные земные тяготы и горести. Потому приветствую в Вас душу милую и, вероятно, давно знакомую».

Школьная ученица Ф.В.Осташевой Х.К.Митрофанова (Осипова) вспоминает: «На уроках Фелиция Викентьевна интересно рассказывала детям о мироустройстве. Так на Пасху она приносила яйцо и на его примере объясняла, как устроена Земля, мир.

Для меня она была и учительницей, и подругой, несмотря на большую разницу в возрасте. Дружба эта постепенно переросла в духовное единство. Моя учительница открыла мне духовный мир, потом познакомила с книгами Н.К.Рериха, с репродукциями его картин, с Учением, с письмами Е.И.Рериих. Учила нас красоте, от нее мы научились подбирать цветы по их сочетанию.

Окончив школу, я тоже стала учительницей. Фелиция Викентьевна помогала мне изучать и понимать Учение. Своим самым близким ученикам она дарила маленькие полосочки в одну строчку от присылаемых ей писем Е.И.Рерих, как бы делясь, драгоценной светоносной энергией. Учила нас посылать светлые мысли в пространство.

Сама она всегда желала ученику: «Света тебе!».

Получая от Е.И.Рерих высокую поддержку в своих трудных жизненных ситуациях, Фелиция Викентьевна делилась своими знаниями, своим теплом и энергией со всеми, кто приходил к ней, для всех находила нужные слова. Свет, который излучала ее душа, притягивал всех, кто встречался с ней. Так пришли в группу Е.С.Барун, в доме которого она снимала комнату, его брат Ф.С.Барун и его дочь А.Ф.Маркова с мужем, затем ее школьные ученики. Познакомившись с учением Живой Этики, все стремились к самосовершенствованию, к высокой культуре отношений.

Практически вся семья Барунов изучала Живую Этику и все старались сверять по ней свои жизненные шаги, проходя через успехи и неизбежные ошибки, ведь как писала Е.И. (21.11.1938): «Вел. Уч., прежде всего, ценит достижение гармонии среди обихода жизни. "Большая часть жизни протекает среди обихода, и нужно наблюдать человека, как он проходит испытание обихода; может ли сохранить гармонию дома, может ли устоять против мелких раздражений, может ли избежать скуки? Много тайных условий хранит обиход, но нужно и в них найти ту радость, которая вознесет в надземное бытие. Пусть люди помнят, что они слагают свое достоинство среди обихода, такое достижение будет прочным. Мы радуемся гармонии, но каждый день есть уже камень такого здания"».

Федор Сафронович Барун
Федор Сафронович Барун

В переписке Р.Я.Рудзитиса и Ф.С.Баруна с Е.И.Рерих за 1939 год есть несколько писем, посвященных событиям в личной жизни учительницы Анастасии Федоровны Марковой, дочери Федора Сафроновича Баруна, связанным с сохранением семейных отношений супругов Марковых. Анастасия Федоровна выросла в семье, где царил дух Учения. Ее отец Ф.С.Барун, его брат Е.С.Барун, затем учительница и друг семьи Ф.В.Осташева – первые рериховцы Двинска, были ее близкими людьми. Ее вспоминают как необыкновенно чистого, доброго и чуткого человека, сформировавшегося в семье, каждый участник которой старался развить в себе лучшие духовные качества, как писала Елена Ивановна, среди обихода жизни. События, сложившиеся в ее семье, были испытаниями на сохранение душевной чистоты, а став известными ее родственникам и друзьям, стали опытом исканий и борьбы за сохранение нравственных основ семейной жизни – воспитания чувства ответственности, долга, самопожертвования ради близких. Они стремились изменить себя, строили свои взаимоотношения на основе даваемых Учением знаний и мудрых советов Е.И.Рерих.

Ефрем Сафронович Барун
Ефрем Сафронович Барун

Ефрем Сафронович Барун (1893-1972), уроженец г. Гривы (сейчас этот город является районом Даугавпилса на противоположном берегу реки Даугавы), до прихода в группу в течение шести лет работал на строительстве Южно-сибирской железной дороги. Вернувшись на родину, поступил на работу в Городскую Управу, а в 1930-х годах работал Городским Головой города. Тогда он и познакомился с Ф.В.Осташевой, с Учением, которое сразу же нашло отклик в его сердце. Вместе со своим братом Федором Сафроновичем они активно включились в деятельность довоенной Двинской группы. Федор Сафронович был ответственным за молодежную секцию. Оба брата по своему складу были прирожденными организаторами. После войны Е.С.Барун организовывал первый в Илукстском уезде колхоз, несколько лет был его председателем, использовал в своей работе знания о трудовых отношениях, изложенные в книге «Община». Его мысли были устремлены к объединению, к общине, именно ее заветы он старался воплотить в своей жизни. От построения общины трудовой его мысли устремлялись к Общине духовной. Об этом говорит более поздняя запись в его дневнике:

 
Версия для печати

Актуальные конкурсы на портале Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru