26.5.34. В Космосе существует извечная борьба проявленного с непроявленным хаосом. Борьба Сил Света с силами Тьмы. Да и сам Христос действенно восставал против зла, если верить Евангелию. Вспомним изгнание Им торгашей из храма и все Его суровые обличения фарисеев и книжников. Будем ли мы упрекать Его в противоречии самому себе? Если прочесть опять-таки без предубеждения слова, приписываемые Христу, то мы увидим Учение, суровое в милосердии своём...
Словесное признание и исповедание Христа – одно, но принятие сердцем и истинное следование Христу – совершенно другое. Истинный последователь Христа тот, кто признал Основы Всемирной Доктрины, напитавшей Христа. Только такой последователь вступил в цепь духовной эволюции. Учение Христа тоже искажено до неузнаваемости, и пришло время очищения его. Наступил черёд и христианскому миру сделать выбор своей кармы.[1]
2.6.34. Впрочем, не будучи пророком, можно заранее сказать, что отец Иоанн не нашёл бы в себе того духа истинной благости и всевмещения, который сказался так ярко в словах Вивекананды : «Истинно, если бы я жил во времена Христа, я бы кровью сердца моего омыл Ему ноги». Чуя всю красоту истинного, не искажённого церковностью Облика Христа, воздавая Ему дань сердца своего, Вивекананда не отрекся и от Великих Образов своей религии...
... всегда хорошо, когда люди выявляют свои истинные лики. Но бояться обвинения в ереси нам не приходится, ибо Облик Истинного Христа живёт в душе нашей и мы всецело примыкаем к словам Вивекананды о Нём. Но мы видим Христа, истинно, Богочеловеком, но не узким сектантом, клеймящим прозвищем Антихриста всех, кто не может признать церковных ограничений и злотолкований Его Христова Учения. У нас достаточно единомышленников есть и было даже среди духовных служителей различных церквей. Время остановить нельзя, и нельзя современное сознание вернуть в тиски сознания тех священнослужителей, утвердителей христианских догм, которые на соборах своих серьёзно обсуждали, сколько духов может поместиться на конце иголки, или же имеется ли душа у женщины и тому подобные перлы глубокомыслия и духовного откровения!...
Следовало бы Отцам Церкви припомнить Завет Христа и Его любимого Ученика, Завет, общий всем великим Духовным Учителям – «Любите друг друга!» – и всё стало бы на место...
Ввиду переживаемого всем миром страшного духовного кризиса, ужасающего всерастлевающего безбожия (которое и явилось следствием узкого мертвящего сектарианизма и удушающей догматики, так же, как и падение нравственности среди церковных служителей) Н.К., имевший духовным наставником отца Иоанна Кронштадтского, никогда не говорил и не будет говорить против какой-либо религии как таковой или же храмов. Лучше какая ни на есть религия и храм, нежели без храма... Но против нетерпимости, и невежества, и безнравственности он будет протестовать. Духовные пастыри необходимы, но они должны быть истинными водителями духа и идти с нуждами века, а не плестись позади закованные в цепи невежества мрачного средневековья. Дух инквизиции ещё очень силён, и не думаете ли Вы, что если бы Христос появился сейчас на земле, то ему не миновать было бы если и не распятия, то суда Линча, в лучшем же случае пожизненного сурового заточения с клеймом Антихриста.[2]
14.6.34. ... чтобы действительно проникнуться духом Учения Христа, нужно быть или восточником, или хорошо изучить основы тех учений, на которых построено Учение Христа.
Конечно, христианство и Учение Христа – две совершенно разные вещи...[3]
8.8.34. На его замечание – «разве Христос это делал?» – можно было бы сказать ему, что он, видимо, не знает и не понимает Учения Христа, Учения сурового в своем устремлении к подвигу самоотверженного Служения человечеству и в бичевании лицемерия. Можно было бы привести немало сурового осуждения в словах и действиях Христа. Конечно, малодушные сердца наших современников предпочитают покрывать свои самые отвратительные пороки всепрощающей улыбкой кощунственно измышленного ими Облика Христа, несправедливого, жестокого в своей безразличной, всёдозволяющей и всепрощающей любви! Давно сказано, что все воды Урдара и Урувеллы не смоют пятен от кощунственных прикосновений на Одеждах Христа! Истинно, наступает время огненного очищения Великих Обликов и Заветов Их![4]
- [1] Е.И. Рерих. Письма Том II (1934 г.), М.: МЦР, 2000, стр. 125-126.
- [2] Там же. стр. 142–143.
- [3] Там же. стр. 159.
- [4] Там же. стр. 270.
- [5] Там же. стр. 310–311.
- [6] Там же. стр. 349, 351.
- [7] Там же. стр. 365, 367.
- [8] Е.И. Рерих. Письма Том III (1935 г.), М.: МЦР, 2001, стр. 393.
- [9] Там же. стр. 427–428.
- [10] Там же. стр. 541.
- [11] Там же. стр. 577.
- [12] Там же. стр. 718–719.
- [13] Е.И. Рерих. Письма Том IV (1936 г.), М.: МЦР, 2002, стр. 15.
- [14] Там же. стр. 129.
- [15] Там же. стр. 209.
- [16] Е.И. Рерих. Письма Том V (1937 г.), М.: МЦР, 2003, стр. 56.
- [17] Там же. стр. 125, 128.
- [18] Там же. стр. 228.
- [19] Там же. стр. 306.
- [20] Там же. стр. 317.
- [21] Так в рукописи.
- [22] Письма Елены Рерих. – Изд. «Вико». Новосибирск. 1993, т. 3, стр. 264–265.
- [23] Письма Елены Рерих. – Изд. «Лист», Кишинёв, 1995, стр. 681.
- [24] Там же. стр. 685.
- [25] Там же. стр. 688.
- [26] Письма Елены Рерих. – Изд. «Вико». Новосибирск. 1993, т. 3, стр. 290.
- [27] Письма Елены Рерих. – Изд. «Лист», Кишинёв, 1995, стр. 708–709.
- [28] Там же. стр. 711.
- [29] Там же. стр. 738–739.
- [30] Архив МЦР.
- [31] Архив МЦР.
- [32] Архив МЦР.
- [33] Архив МЦР.