Красота и эволюция — одни из ведущих сюжетов Живой Этики, сюжетов пронизывающих мир и рождающих смысл и надежду. Что может сказать о них нового современная наука?
Со времен классических работ Шредингера остается загадкой непостижимо высокий темп эволюции форм жизни, необъяснимый с позиций квантовой механики и теории стихийного естественного отбора. Простые прикидки, с учетом времени жизни Вселенной, дают на сегодняшний день лишь возможность возникновения доклеточных форм жизни, если не допустить существование направленных факторов эволюции. Мы предполагаем, и попытаемся это показать, что роль таких факторов играют законы гармонии, которые могут быть переформулированы на синергетическом языке как универсальные принципы эволюции самоорганизующихся систем.
Возвращение к истокам
Гармония - тема вечная и всегда юная, еще недавно далекая от науки, сегодня, востребуется ею как один из ключей постижения целостности мира, как путь обновления нашей агонизирующей цивилизации. Для древних это основной способ существования — уподобления себя и своей деятельности Универсуму, причащение ему. Именно критерии красоты и гармонии доминировали в доньютоновой науке, начиная с Пифагора и кончая Кеплером, что позволило, обходясь минимальными наблюдательными, средствами открыть слаженный механизм Солнечной системы, который нелинейная динамика и теория относительности лишь слегка подновили.
Затем последовала трехсотлетняя эпоха дисциплинарного знания, эпоха Анализа, препарирования реальности, царство логики, а не аналогии, и аргумент красоты стал постыдным маргиналом в глазах многих ученых мужей, невольно возводивших для своих внуков стену между, да простят мне и те, и другие, бездуховной наукой и безумным искусством, между «физиками» и «лириками».
Но уже неклассическая физика начала XX века — квантовая механика и теория относительности - показали необходимость введения в систему наблюдателя, т.е. антропного компонента, а в последние двадцать лет теория динамического хаоса, диссипативных структур и синергетика вообще раскрыли систему и связали ее в точках бифуркаций со всеми уровнями бытия за счет сверхсенситивности динамических структур хаоса.
Так вкусив от древа познания и, через теоремы Геделя, принцип дополнительности Бора, принципы синергетики, пережив безысходность рацио у его границы, мы вновь ищем законы холизма, законы самосборки реальности, но, теперь понимая, что они нелокальны ни в пространстве, ни во времени, но функционально самоподобны на разных масштабах, что на манер полевых теорий бутстрапа, позволяет повторять вечную формулу Тота Гермеса «все во всем». Сегодня ясно одно: в предыдущих эпохах это было то, что сегодня принято называть законами гармонии.
Заканчивая это лирическое вступление, подчеркнем, что гармония не синоним красоты, т.к. последняя субъективна, хотя и использует принципы гармонии, но вместе с тем и зависит от культурно-исторического контекста, вкусов времени. Гармония же пронизывает живую и неживую природу (во всяком случае, естественные объекты), и ее восприятие объективно «доступно» живым системам. Поэтому намерение «поверить гармонию алгеброй» ни в коей мере не есть посягательство на сакральный акт творчества художника.
Точнее, под принципами гармонии мы будем понимать два принципа: принцип золотого сечения ЗС в эволюционирующих системах и принцип построения гармонических сочетаний консонансов и диссонансов по октавному принципу. Мы сознательно оставляем в стороне континент под названием «Симметрия», уже достаточно обжитый учеными.
В отличие от авторов прекрасной монографии «Золотое сечение» И.Ш.Шевелева, М.А.Марутаева, И.П.Шмелева, наша цель — показать возможный генезис принципов гармонии исходя из современных синергетических подходов к нелинейным самоорганизующимся системам. Не возводя сами принципы в ранг несводимых законов мироздания, наука обязана ответить не только на первый вопрос «как?», здесь преуспели уже в древности, но и на второй — «почему?». Одной из первых работ в таком ключе является исследование Золотых пропорций ритмов в солнечной системе астрономом Бутусовым. Далее мы основываемся на идеях и результатах полученных автором.[1,2]
Основная идея
Структуры в нелинейных развивающихся системах могут возникать (существовать) или напротив исчезать (отсутствовать) в областях нелинейных резонансов, известных еще со времен Пуанкаре, а принципы гармонии отражают простейшие правила приоритета, очередности рождения этих структур. Создавая своего рода правила суперотбора, и кардинально сокращая время эволюции Вселенной.
Фактически это означает наличие дополнительных факторов направленного нестихийного отбора, сомосогласованную эволюцию минимум двух иерархических уровней: квазиконсервативного и диссипативного, последний в процессе структурных переходов создает параметры порядка и новые частоты, пополняя моды первого, которые, резонируя, инициируют эти структурные переходы. При таком механизме реализуются не все возможные резонансные структуры, а лишь энергетически ближайшие.
- [1] Буданов В.Г. «Принципы гармонии как эволюционные синхронизмы — начала демистификации». Труды международной конференции «Математика и искусство», Суздаль 23-27 сентября 1996. Москва 1997.
- [2] Буданов В.Г. «Синергетика ритмокаскадов в эволюционирующих системах». Труды юбилейной сессии РАЕН — «Леонардо да Винчи XX века. К 100-летию А.Л.Чижевского» 27-28 февраля 1997, Москва 1997.
- [3] Аршинов В.И., Буданов В.Г. «Синергетика — эволюционный аспект». В книге «Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления», ИФ РАН, Арго, 1994.