Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей

Презентация книги Л.В.Шапошниковой «Град светлый»

Лидия Александровна Чистякова, руководитель публикаторского отдела МЦР:

В жизни ничего случайного нет. И то, что сегодня, в столь знаменательный день Великого Учителя, мы проводим презентацию книги Людмилы Васильевны Шапошниковой «Град Светлый» тоже, конечно, не случайно. О чём эта книга? Она о нашем времени. Она рассказывает нам о ХХ веке. Веке, стоящем у порога нового эволюционного витка, веке, который оказался свидетелем уникального явления: совпадения во времени и пространстве духовной и социальной революций. Этим пространством оказалась Россия, сердце планеты. И это не просто метафорическое сравнение. Это исторический итог объективного эволюционного процесса. Сможет ли страна воспользоваться им во благо? Сможет ли расширить духовное пространство грядущего нового мира? О том, к чему приводит классовый подход в решениях вопроса культуры, и о многом другом — книга Людмилы Васильевны, писателя и философа современности.

Честь открыть обсуждение этой поистине уникальной книги представлена давнему другу Центра-Музея имени Николая Константиновича Рериха Шалве Александровичу Амонашвили, почётному академику Российской академии наук, доктору психологии, профессору.


Шалва Александрович Амонашвили, почётный академик Российской академии наук:

Дорогие друзья, поздравляю всех с великим праздником, Днём Учителя, и желаю каждому из вас огромной радости в познании Живой Этики, в познании мудрости Учителей.

Книги Людмилы Васильевны меня всегда восхищают, удивляют и зачаровывают. Чувствую себя её учеником, хотя не знаю, принимает ли Людмила Васильевна меня как ученика. Каждая книга ее — как открытие для нас. И данная книга, «Град светлый», тоже. Я упорно штудирую ее, ибо книга очень не простая. Здесь и глубокая философская мысль, и социальные аспекты жизни, и глубоко духовная основа. Постичь всё, что содержится в книге, не легко, если человек заранее не был подготовлен для этого постижения. А сказать, что я был подготовлен, было бы неправдой. Не перестаю изучать книги Людмилы Васильевны, но всегда в них остаётся что-то неизмеримо большое и недосягаемое, как-будто я шагнул в какую-то глубь света и мысли, где мне становится легко и спокойно. Легко трудиться, общаться с людьми, самому писать книги, работать в школе. Тем более, что, кроме чтения книг Людмилы Васильевны, я имею ещё непосредственное общение с самой Людмилой Васильевной. Она всегда мило принимает меня, многое объясняет, даёт бесценные советы.

Книгу, о которой сейчас идёт речь, я бы назвал филигранной работой философской мысли. И хотя она невелика по объёму, я вряд ли смогу оценить эту книгу в полной мере. Гораздо легче читать главы Живой Этики, чем с помощью Живой Этики объяснять мир. Это самое сложное занятие. Сегодня мы можем сказать, что только Учение даст нам объяснение и прошлого, и настоящего, и будущего. Ибо прошлое есть урок, чтобы строить будущее. И вот с этой точки зрения «Град Светлый» потребует от каждого, прикоснувшегося к нему, серьезного труда, упорства и способности к глубокому размышлению. Поэтому повторяю, что не смогу взять на себя труд дать оценку книге.

Попробую лишь коснуться некоторых проблем, поднятых в ней. Есть там одна, мучившая меня с того момента, когда я соприкоснулся с Учением Живой Этики, — проблема отношения к имени Ленина. С одной стороны, мы вдруг узнаём, что всё наше прошлое — это диктатура, это уничтожение высшего интеллекта, это зло, а источником всего этого был Ленин. Мне сейчас говорят, что уже готовы к печати семь томов, а может быть и больше, которые разоблачают Ленина как самого жестокого правителя, как человека, который провоцировал массовые расстрелы, насилие и тому подобное, но кто-то мешает изданию этих томов. Но если эти тома выйдут, то мы все будем знать, с каким чудовищем имели дело. Но, с другой стороны, я читал «Напутствие Вождю» и видел там совершенно другое. Там речь шла о Ленине как о Махатме, как о великом учителе, который творил высшее благо для людей. А потом ещё прочитал и письмо Махатм, которое привезли Учителя и передали Советскому правительству. Как разобраться во всём этом?

Я рад, что связал свою судьбу с МЦР, и это уже, наверно, до конца моей жизни. У новых друзей я хотел узнать, как нам понять Ленина, потому что моих коллег, с которыми я постоянно общался, этот вопрос не задевал, а доступная информация предоставляла две крайние оценки вождя – или негативную, осуждающую в жизни Ленина все и вся, или оценку с позиции полного оправдания, полного отпущения всех грехов. И вот ответ на все мои искания с изумительной филигранностью даётся в книге «Град Светлый». Я даже поразился, с какой грустью Людмила Васильевна рисует портрет Владимира Ильича. С грустью, потому что она находит, с одной стороны, в нём самом, в его творчестве, в его деяниях и великие достижения, и великие взлёты, и учительский зов и, с другой стороны, видит те ошибки, которые присущи смертному обычному человеку, который никак не может вырваться из земного трёхмерного пространства. С одной стороны, величие возможностей, с другой – погружение в материальный мир, заземлённость, ортодоксальность принятого им марксизма, которые сковывали Владимира Ильича. Отсюда его земные ошибки, его заблуждения. Заблуждения о культуре, заблуждения о социальном строительстве, о духовности и так далее. Государство строилось на основе так называемой пролетарской культуры, а пролетарская культура, какими бы ни были хорошими люди, которые трудились, создавали фабрики, заводы, материальные блага, была лишь крохотной составной частью многонациональной вековой культуры, которую великая Россия оставила новой стране.

 
Версия для печати

Актуальные конференции на портале Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru