Лидия Александровна Чистякова, руководитель публикаторского отдела МЦР:
В жизни ничего случайного нет. И то, что сегодня, в столь знаменательный день Великого Учителя, мы проводим презентацию книги Людмилы Васильевны Шапошниковой «Град Светлый» тоже, конечно, не случайно. О чём эта книга? Она о нашем времени. Она рассказывает нам о ХХ веке. Веке, стоящем у порога нового эволюционного витка, веке, который оказался свидетелем уникального явления: совпадения во времени и пространстве духовной и социальной революций. Этим пространством оказалась Россия, сердце планеты. И это не просто метафорическое сравнение. Это исторический итог объективного эволюционного процесса. Сможет ли страна воспользоваться им во благо? Сможет ли расширить духовное пространство грядущего нового мира? О том, к чему приводит классовый подход в решениях вопроса культуры, и о многом другом — книга Людмилы Васильевны, писателя и философа современности.
Честь открыть обсуждение этой поистине уникальной книги представлена давнему другу Центра-Музея имени Николая Константиновича Рериха Шалве Александровичу Амонашвили, почётному академику Российской академии наук, доктору психологии, профессору.
Шалва Александрович Амонашвили, почётный академик Российской академии наук:
Дорогие друзья, поздравляю всех с великим праздником, Днём Учителя, и желаю каждому из вас огромной радости в познании Живой Этики, в познании мудрости Учителей.
Книги Людмилы Васильевны меня всегда восхищают, удивляют и зачаровывают. Чувствую себя её учеником, хотя не знаю, принимает ли Людмила Васильевна меня как ученика. Каждая книга ее — как открытие для нас. И данная книга, «Град светлый», тоже. Я упорно штудирую ее, ибо книга очень не простая. Здесь и глубокая философская мысль, и социальные аспекты жизни, и глубоко духовная основа. Постичь всё, что содержится в книге, не легко, если человек заранее не был подготовлен для этого постижения. А сказать, что я был подготовлен, было бы неправдой. Не перестаю изучать книги Людмилы Васильевны, но всегда в них остаётся что-то неизмеримо большое и недосягаемое, как-будто я шагнул в какую-то глубь света и мысли, где мне становится легко и спокойно. Легко трудиться, общаться с людьми, самому писать книги, работать в школе. Тем более, что, кроме чтения книг Людмилы Васильевны, я имею ещё непосредственное общение с самой Людмилой Васильевной. Она всегда мило принимает меня, многое объясняет, даёт бесценные советы.
Книгу, о которой сейчас идёт речь, я бы назвал филигранной работой философской мысли. И хотя она невелика по объёму, я вряд ли смогу оценить эту книгу в полной мере. Гораздо легче читать главы Живой Этики, чем с помощью Живой Этики объяснять мир. Это самое сложное занятие. Сегодня мы можем сказать, что только Учение даст нам объяснение и прошлого, и настоящего, и будущего. Ибо прошлое есть урок, чтобы строить будущее. И вот с этой точки зрения «Град Светлый» потребует от каждого, прикоснувшегося к нему, серьезного труда, упорства и способности к глубокому размышлению. Поэтому повторяю, что не смогу взять на себя труд дать оценку книге.
Попробую лишь коснуться некоторых проблем, поднятых в ней. Есть там одна, мучившая меня с того момента, когда я соприкоснулся с Учением Живой Этики, — проблема отношения к имени Ленина. С одной стороны, мы вдруг узнаём, что всё наше прошлое — это диктатура, это уничтожение высшего интеллекта, это зло, а источником всего этого был Ленин. Мне сейчас говорят, что уже готовы к печати семь томов, а может быть и больше, которые разоблачают Ленина как самого жестокого правителя, как человека, который провоцировал массовые расстрелы, насилие и тому подобное, но кто-то мешает изданию этих томов. Но если эти тома выйдут, то мы все будем знать, с каким чудовищем имели дело. Но, с другой стороны, я читал «Напутствие Вождю» и видел там совершенно другое. Там речь шла о Ленине как о Махатме, как о великом учителе, который творил высшее благо для людей. А потом ещё прочитал и письмо Махатм, которое привезли Учителя и передали Советскому правительству. Как разобраться во всём этом?
Я рад, что связал свою судьбу с МЦР, и это уже, наверно, до конца моей жизни. У новых друзей я хотел узнать, как нам понять Ленина, потому что моих коллег, с которыми я постоянно общался, этот вопрос не задевал, а доступная информация предоставляла две крайние оценки вождя – или негативную, осуждающую в жизни Ленина все и вся, или оценку с позиции полного оправдания, полного отпущения всех грехов. И вот ответ на все мои искания с изумительной филигранностью даётся в книге «Град Светлый». Я даже поразился, с какой грустью Людмила Васильевна рисует портрет Владимира Ильича. С грустью, потому что она находит, с одной стороны, в нём самом, в его творчестве, в его деяниях и великие достижения, и великие взлёты, и учительский зов и, с другой стороны, видит те ошибки, которые присущи смертному обычному человеку, который никак не может вырваться из земного трёхмерного пространства. С одной стороны, величие возможностей, с другой – погружение в материальный мир, заземлённость, ортодоксальность принятого им марксизма, которые сковывали Владимира Ильича. Отсюда его земные ошибки, его заблуждения. Заблуждения о культуре, заблуждения о социальном строительстве, о духовности и так далее. Государство строилось на основе так называемой пролетарской культуры, а пролетарская культура, какими бы ни были хорошими люди, которые трудились, создавали фабрики, заводы, материальные блага, была лишь крохотной составной частью многонациональной вековой культуры, которую великая Россия оставила новой стране.