И ещё об одном я хотел бы сказать в связи с книгой «Град Светлый». Мы как-то привыкли опираться в большей мере на Учение Живой Этики. И это, я считаю, правильно, это абсолютный стержень нашей позиции. Но Людмила Васильевна использует в книге ещё и анализ работ русских философов, писателей, поэтов Серебряного века. Я сам занимался философией достаточно долго и очень люблю Николая Александровича Бердяева, но как-то не придавал значения тем мыслям, которые Людмила Васильевна выделила в своей книге с учётом проблематики духовной революции. Оказывается, Николай Александрович Бердяев — рериховец, оказывается, в его работах прописаны идеи, которые созвучны Учению Живой Этики. Оказывается, Бердяев многое уже и давно сказал. И не только Бердяев, но и Фёдор Михайлович Достоевский, и Михаил Юрьевич Лермонтов, и другие поэты российские, как, например, Александр Блок. Это новое видение творчества наших известных писателей, философов, поэтов, введённое Людмилой Васильевной в контекст нового миропонимания, меня, как ученого, поразило. Считаю, что это безусловное достоинство книги, которое можно использовать в практической работе, ведь многие из нас занимаются преподаванием, работают с молодёжью. Может быть, не везде имеет смысл говорить об Учении напрямую, а взять сначала, скажем, того же Бердяева, использовать его взгляды и показать, что эти идеи совершенно созвучны новому мировоззрению.
Мне думается, что значение этой книги трудно переоценить. Она не только полезна тем, что даёт нам совершенно новую теоретическую основу для дальнейшей разработки проблем истории, проблем человека. В практическом смысле, опираясь на книги «Веление Космоса» и «Град Светлый», можно садиться за написание соответствующего учебника как по истории России, так и по мировой истории. У нас уже есть методологическая мировоззренческая основа, которую можно использовать как базу для написания такого учебника.
И ещё несколько слов. Прошла конференция в бывшем помещении ЦК ВЛКСМ (представляете, где?), которую организовал комитет по делам молодёжи Московской области. Мы туда приехали (я и четыре моих аспиранта) и эти идеи достаточно ясно там провели. И, оказывается, эти мысли хорошо воспринимают и функционеры, которые сидели в президиуме, и молодые люди в зале. Близкие нам идеи национальной культуры, идеи связи с Высшим Миром прозвучали, казалось бы, в совершенно инакомыслящей аудитории и вызвали интерес. Они уже воспринимаются всеми мыслящими людьми. Поэтому книга «Град Светлый» не только очень хороша и полезна, но и своевременна. Огромное вам спасибо, Людмила Васильевна, за книгу. Может быть, следует послать ее руководителям нашего государства? Вдруг в душу кого-то из них что-то войдёт?
Фёдор Михайлович Бурлацкий, академик Российской академии наук, президент Международной Лиги защиты Культуры, журналист:
Прежде всего, я хотел бы отреагировать на последнюю фразу предыдущего выступающего. Поскольку у меня был значительный опыт в этом отношении, могу засвидетельствовать, что там, в верхних слоях нашей политики, как правило, нет читателей, там только писатели, причём писатели, за которых в основном пишут. Но это к слову.
Прочел книгу Людмилы Васильевны «Град Светлый» взахлёб, что со мной бывает не так уж часто. Должен сказать, что после пятитомника Николая Бердяева, который я привез из Парижа и тщательно исследовал лет десять назад, читая все подряд (раньше читал Бердяева отрывками, особенно его размышления по поводу нашей революции и коммунизма), я впервые так же неотрывно читал книгу Людмилы Васильевны, сопоставлял её с собственными размышлениями и собственным опытом жизни. И очень многое воспринял как открытие, хотя о некоторых вещах я уже думал. Но в «Граде Светлом» обо всем сказано чётко, ясно, талантливо и, я бы сказал, блестяще. Блестящий стиль для человека, который размышляет о философии, о космосе, об историческом пути человечества и, что самое главное, о судьбах России, так как эта тема нас больше всего сегодня волнует.
Поразила мысль о первичности духа, изложенная Людмилой Васильевной неожиданно для меня ясно и четко, мысль о первичности духа, который нам дан как часть духа всей Вселенной, мысль о том, что мы представляем собой частицу этого духа. Я бы даже сказал: это больше, чем мысль, это извечное ощущение и, в какой-то степени, вера, которая, к несчастью, даётся не всем. Ещё в Ветхом Завете мы читали, что вначале было Слово, но проходили мимо прочитанного, ибо были воспитаны в российских школах, в университетах, где нам всё время вдалбливали, что вначале была материя, а дух, если таковой вообще признавался, — это нечто производное, второстепенное. Дух и духовная революция человечества — это одна из главных идей, которую проповедовал Рерих и которую самостоятельно, по-своему, уже на другом материале, которого Рерих не знал, на материале человечества второй половины двадцатого века, разрабатывает Людмила Васильевна.
И второе. Поразило новое наполнение понятия Учитель. Надо сказать, что со школьных лет я весьма критически был настроен к восприятию этого понятия, мне очень не хотелось быть учеником. Казалось, что я так быстро могу всё познать, всё освоить — достаточно прочитать книги, достаточно заглянуть в себя, чтобы всё увидеть, всё понять и учить других. В книге Людмилы Васильевны, вслед за Рерихами, очень ярко, очень убедительно проводится мысль об Учителе, об Учителях человечества. Я в своей жизни больше всего имел дело, писал о других учителях, о ложных учителях, о раздутых авторитетах, которые однако имели колоссальное влияние на человеческие умы и на судьбы людей в двадцатом веке. У меня есть книги о Сталине, о Мао Цзе-дуне, о Гитлере, о Хрущёве, о Маккиавели. Меня всегда волновала тема тирании и психология тирана, а также психология народа, который подчиняется тирану и поклоняется тирану. Людмила Васильевна пишет о светлых Учителях. Это намного сложнее, это несравненно труднее — найти людей, которым действительно можно поклоняться и которым можно следовать. А читая её книги, убеждаешься — да, есть Учителя человечества. Такие, которых мы знали всегда: Христос, Магомет, Конфуций и так далее; и такие, которые живут среди нас, люди, подобные Людмиле Васильевне, несущие в мир частицу этого Неугасимого Света.