В ХХ веке произошли события и начались процессы, которые усилили позиции «пути Заратустры» — и, в конце концов, сделали его доминирующим в большинстве областей человеческой деятельности и творчества. Достижения, имевшие место в начале ХХ века на пути, ведущем к истинному преображению, были либо ослаблены, либо уничтожены теми силами, которые представляли старое мироощущение и антиэволюционные подходы к земной жизни. Социальная революция в России сокрушила свой антипод — Духовную революцию, вынудив ее носителей или покинуть свою страну или уйти на долгие годы в катакомбы внутреннего противостояния. Огромный урон терпело подлинное искусство, то искусство, которое несло энергетику иномирной красоты. Причем это происходило не только в тоталитарной России, где культура, как таковая, была превращена в государственную идеологию, но и в демократических странах Запада, в которых ощущалось сильное и тотальное влияние бездуховной и безбожной техногенной цивилизации. Машинные ритмы этой цивилизации, ее пренебрежение к духовным ценностям, создали самые благоприятные условия для расширения пространства хаоса. Его темные волны, прорвавшиеся в результате различных кризисных явлений, убивали в человеке чувство Красоты, возбуждали в нем низменные инстинкты и открывали дорогу для проникновения в его внутренний мир эманаций низших слоев Тонкого Мира.
Быстро развивающаяся техника создавала иллюзию могущества человека и отодвигала от него все дальше и дальше те ценности, которые питали его дух и расширяли сознание. Так называемый научно-технический прогресс опередил рост человеческого сознания и поэтому с каждым своим достижением становился все опасней и опасней.
Технические средства, попадая в руки безнравственных, жестоких и невежественных людей, создали реальную угрозу жизни человека. В ХХ веке, впервые в истории человечества, было создано мощное оружие массового уничтожения и поражения, которое без промедлений опробовалось на различных полях сражений, которые все время возникали в различных точках планеты. В мирных городах гремели взрывы и выстрелы, уносящие тысячи жертв. Терроризм стал международным явлением.
Под влиянием техногенной цивилизации искусство начинало менять не только стили и формы, но и самую суть свою, теряя присущий ему эволюционный характер. Пришедшее на смену подлинному искусству псевдоискусство агрессивно захватывало пространство Культуры, насаждая в нем антиэстетические представления и «идеалы».
Ни один предшествующий век человеческой истории не вознес откровенное безобразие на такой высокий общественный пьедестал, как это сделал век ХХ. В Восьмой день творения безобразие превратилось в эстетический идеал, который обесточил в огромной степени поле мировой Культуры, лишив его Красоты. Последователи Заратустры, если можно так сказать, высокомерно отринув Высшее, стали заложниками низшего.
В конце века в Лондоне вышел толстый альбом, который назывался «Шедевры искусства 20 века». В нем были собраны работы 500 современных художников. В предисловии к нему сказано:
«Если вам хочется познать, какое столетие мы оставляем за собой, внимательно перелистайте альбом «Шедевры искусства 20 века».
Альбом дал честный ответ на этот вопрос. Шедевры, помещенные в нем, свидетельствуют о том, что большинство художников не пошло по пути, предначертанном им эволюцией. Они не стали продолжателями дела Высшего Творчества.
На замысел эволюции превратить Новый Мир в грандиозное художественное произведение и возвести Красоту в самый высокий ранг бытия земного творцы Восьмого дня творения ответили нелепыми инсталляциями, перформанс-артом, различными реди-мейдами. В качестве материала авторы «шедевров», нисколько не стесняясь, использовали консервные банки, детали технических конструкций, куски различных предметов и многое другое тому подобное. Венцом этого художества явился сюрреалистический унитаз, который три раза похищали из галереи, в качестве бесценного сокровища искусства.
На полотнах художников появились сюжеты, возбуждающие низменные чувства у зрителя. Современная поп-музыка, разрушающая психику человека, вызывала агрессию огромных, набитых людьми залов. Человек превзошел человека, говоря словами все того же Заратустры.
Отсутствие связи с Высшим породило безнравственную науку, в пространстве которой ученый ощущал себя богом-творцом. Медицина и генная инженерия грубо вторгались в энергетику человека. Клонирование, трансплантация органов, пересадка сердца, изменение пола и даже попытка создать искусственным путем живой организм — все это со временем приведет к таким бедам, которые новоявленные боги даже представить себе не могут.
«Творчество тварных существ, — писал Николай Бердяев, — может быть направлено к приросту творческой энергии бытия, к росту существ и их гармонии в мире, к созданию ими небывалых ценностей, небывалого восхождения в истине, добре и красоте, т.е. к созданию Космоса и космической жизни, к плероме, к сверхмирной полноте».[27]
- [1] Мир Огненный, III, 350.
- [2] Николай Бердяев. Философия творчества, культуры и искусства. М. 1994. Т. II. С. 414.
- [3] Мир Огненный, I, 157.
- [4] Николай Бердяев. Философия творчества, культуры и искусства. М. 1994. Т. II. С. 418.
- [5] Андрей Белый. Символизм как миропонимание. М. 1994. С. 297.
- [6] Редьярд Киплинг. Мохнатый шмель. М. 1999. С. 266.
- [7] Вячеслав Иванов. Родное и вселенское. 1994. С. 144.
- [8] Вячеслав Иванов. Родное и вселенское. М. 1994. С. 160.
- [9] Мир Огненный, III, 183.
- [10] Надземное, 590
- [11] Философия русского религиозного искусства XVI-XX в.в. М. 1994. С. 217
- [12] Евангелие от Матфея, 17:2.
- [13] Зов. 25.07.22.
- [14] Николай Бердяев. Философия творчества, культуры и искусства. М. 1994. Т. I. С. 81.
- [15] Иерархия, 14.
- [16] Ф.Ницше. Так говорил Заратустра. СПБ. 1996. С. 168.
- [17] Там же. С. 289.
- [18] Там же. С. 262.
- [19] Ф.Ницше. Так говорил Заратустра. СПБ. 1996. С. 81.
- [20] Там же. С. 82.
- [21] Там же. С. 83.
- [22] Там же. С. 45.
- [23] Там же. С. 28.
- [24] Там же. С. 8
- [25] Там же. С. 71.
- [26] Николай Бердяев. Философия творчества, культуры и искусства. М. 1994.
- [27] Николай Бердяев. Философия творчества, культуры и искусства. М. 1994. Т.I. С. 149-150.
- [28] Там же.
- [29] Община
- [30] Беспредельность, 25.