Великий русский ученый В.И.Вернадский писал еще в 1928 г.: "Трудно сказать, удастся ли им (большевикам — Л.Ш.) долгое время, оставаясь живыми, стоять на базе научных достижений старого времени при той коренной ломке, какой подвергается научная картина Космоса".[47] Продержаться "им" действительно удалось сравнительно недолго. В 1991 г. старая идеология, подорванная "ересью" последних лет, официально перестала существовать. Номенклатура и ее государственные структуры остались без "указующей и направляющей". И тогда она, вопреки всем ожиданиям, стала медленно, но верно разворачиваться в сторону церкви. Хотя при ближайшем рассмотрении неожиданного ничего не было. Ибо там существовала реальная перспектива массовой опоры, поскольку русский народ, вопреки всем гонениям и притеснениям сохранил в своих глубинах христианскую веру. От самой же церкви, от ее строгих уставов и правил, от ее непримиримости к другим конфессиям, ее уверенности в непреходящей ценности православия, веяло чем-то родным, понятным и тоталитарным. И опять захотелось кому-то поклоняться, как в былые времена идеологической монополии, следовать чьим-то советам и указаниям. Неумело держа в руках церковные свечи, крестясь и нередко путая при этом правое и левое, номенклатурщики стояли со смиренно-окаменевшими лицами на долгих церковных службах, посещали исправно церковные праздники и ходили за советами к патриарху Алексию II. Быстрое это "прозрение" и обращение к ценностям ранее непризнаваемым ими же самими, производило странное и удручающее впечатление.
Тем временем православная церковь въехала под звон колоколов и громкое чтение молитв в пространство, где укреплялась Духовная революция XX века и новое мышление получало "вид на жительство". Поощренные поддержкой власти, отцы церкви стали чистить это пространство, теперь уже не скрывая своих претензий на монопольное идеологическое господство. Окончательные акценты расставил в этой чистке Архиерейский собор 1994 г. Он запретил деятельность "еретических" религиозных сект, в число которых были внесены и культурные организации, которые изучали и популяризировали идеи Живой Этики. Тем, кто поддерживал эти организации, грозили отлучением от церкви. Отлучили и тех, кого давно уже не было в живых — Елену Блаватскую и Рерихов. В средствах массовой информации, как в прежние тоталитарные времена, началась кампания против философии Востока, против Живой Этики. Только теперь это называлось "плюрализмом мнений". Николая Константиновича Рериха именовали советским шпионом и агентом Коминтерна. Ученые богословы, ринувшиеся в атаку, называли создателей нового планетарного мышления "сатанистами", а Космос "пространством зла". Во дворах некоторых церквей принародно сжигали книги Рериха. Прежде подобными акциями занимался идеологический отдел ЦК КПСС, теперь же его надзорные функции перекочевали к церкви. Международный Центр Рерихов и общественный Музей им. Н.К.Рериха, которому было передано духовно-художественное наследие Рерихов, подвергся не только нападкам церкви, но и ряду акций "сверху". В ноябре 1993 г. вышло Постановление правительства, подписанное премьер-министром об изъятии у МЦР усадьбы, которая была предоставлена ему прежним правительством и создании в ней "государственного музея Рериха". Но время работает на Духовную революцию. Энергетика, сформированная в стране, направлена против темных сил. Время инквизиций прошло.
Отношение народа к своему прошлому есть мерило его зрелости и уровня его исторического сознания. То, что мы сейчас это прошлое оплевываем, занимаясь не спокойным тщательным его исследованием, а бесплодными поисками виновных и врагов, свидетельствует о том, что ничего в нашем мышлении и в нашем сознании пока не изменилось. И сама номенклатура, стоящая у власти, и следующее за ней творческое и интеллектуальное сообщество делает сейчас то же, что делали большевики во время Революции и после нее. Те, с большевистской прямотой, отреклись от того, что было в России до социальной Революции и переписали историю заново. Ими руководило чувство "классовой справедливости", неизменная приверженность догматам марксистской теории и неистребимый синдром "первопроходцев". Нечто подобное мы наблюдаем и сейчас.
Никогда еще история в России не была так беспощадно брошена под грязные сапоги политики. Принижая все, что было сделано русским народом в самых тяжелых и трагических условиях послереволюционной России, они возвышают себя. Сделать это по-другому номенклатурные "последыши", с истощенной социальной и духовной энергетикой, не могут. Для этого надо понять историческое и планетарное значение нового мышления, ядро которого сложилось в российском пространстве Духовной революции XX века.
Историческое достоинство народа и отдельного человека меряется его культурой, его любовью к родине, в пространстве которой он обитает, его мужеством и честностью перед собственной историей. И пока это достоинство особого рода не сложится, мы будем продолжать переписывать свою историю, меняя плюс на минус, минус на плюс и снова наоборот. Мы будем охаивать ушедших, благо не смогут ответить, и восхвалять пришедших, надеясь по старой рабской привычке, что когда-нибудь, да что-нибудь отколется...
- [1] Письма Елены Рерих, Рига, 1940, том II, 17.12.35.
- [2] Н.А. Бердяев. Судьба России. М., 1990.
- [3] стр. 103. Там же.
- [4] Н.К. Рерих. Россия. М., 1990, стр. 47.
- [5] Н.К. Рерих. Россия. М., 1990, стр. 53.
- [6] Вс. Иванов. Рерих. Рига, 1992, стр. 92-93.
- [7] Н.К. Рерих. Пути благословения. Париж, 1924, стр. 91.
- [8] Н.А. Бердяев. Судьба России. М., 1990, стр. 89.
- [9] Н.А. Бердяев. Судьба России. М., 1990, стр. 89.
- [10] В.И. Вернадский. Научная мысль как планетное явление. М., 1977, кн. 2, стр. 23.
- [11] Там же, стр. 31.
- [12] К. Э. Циолковский. Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы. Калуга. 1928, стр. 14.
- [13] А. Л. Чижевский. Земное эхо солнечных бурь. М., 1976, стр. 34.
- [14] А. Л. Чижевский. Физические факторы исторического процесса. Калуга, 1924, стр. 62.
- [15] Н.К. Рерих. Держава Света. Нью-Йорк, 1931, стр. 80.
- [16] Листы Сада Мории. Зов.
- [17] Мир Огненный, ч. III, 306.
- [18] Беспредельность.
- [19] Н.А. Бердяев. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990, стр. 92.
- [20] Н.А. Бердяев. Судьба России. М., 1990, стр. 284.
- [21] Там же. Стр. 286.
- [22] Евангелие, Послание к Галатам, 5, 13-15.
- [23] Л. В. Шапошникова. Веления Космоса. М., 1996, стр. 109.
- [24] Письма Елены Рерих. Рига, 1940, т. I, стр. 99. (17.6.31).
- [25] Община. Рига, 1935, 215.
- [26] Там же, 214.
- [27] Община. Улан-Батор, 4. 2, X, 6.
- [28] Община. Рига, 1935. 249.
- [29] Община. Рига, 1935, 85.
- [30] Письма Елены Рерих. Новосибирск, 1993, стр. 37.
- [31] Братство, 389.
- [32] Община, Рига, 1935, 254.
- [33] Община, Рига, 1935, 161.
- [34] Там же, 237.
- [35] Там же, 178.
- [36] Община. Улан-Батор, 1927, ч. 3, II, 3.
- [37] Там же.
- [38] Община, Рига, 1935, 273.
- [39] Н.К. Рерих. Врата в Будущее. Рига, 1935, стр. 15.
- [40] Письма Елены Рерих. 1940, т. II, стр. 264.
- [41] Там же, стр. 170.
- [42] Письма Елены Рерих, 1932-1955. Новосибирск, 1993, стр. 511.
- [43] Община, Рига, 1935, 226.
- [44] Там же, 258.
- [45] Н.А. Бердяев. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990, стр. 119-120.
- [46] Н.А. Бердяев. Судьба России. М., 1990, стр. 187.
- [47] Журнал "Коммунист". 1988, № 18, стр. 70.
- [48] Газета "Подмосковье", 06.07.1996.
- [49] Н. Л. Бердяев. Судьба России. М., 1990, стр. 53.
- [50] Письма Елены Рерих. Рига, 1940, т. I, стр. 100.