Такие же явления как культура — самоорганизующаяся система духа, как любовь, красота, несущие в себе тонкую и высоковибрационную энергетику и, наконец, сама психическая энергия человека являются опорами эволюции и определяют ее качество. Отсутствие таких опор, по тем или иным причинам, прерывает путь Космической эволюции и ввергает его в воронку инволюции.
Все, что происходит на земле, определяется процессами космической эволюции, ее законами и ее особенностями. Этим же, а не "способом производства" определяется и земной исторический процесс, энергетическая причина которого действует в сложнейшей гамме космических процессов.
"Живая Этика" определила мировое значение России в пространстве XX века и осмыслила, непредвзято и строго, разнообразие ее противоречивых особенностей.
Однако именно в России новое мышление, представленное Эволюционным Учением, встретило наибольшее количество препятствий и затруднений. Это объясняется, в первую очередь, характером той социальной Революции, которая началась в России в октябре 1917 года.
О Русской социальной революции было написано немало и правды и лжи. Ее влияние на все стороны нашей жизни мы будем ощущать еще многие годы, а может быть и века. Мифы о Революции прошлые, настоящие и будущие еще долгое время будут тревожить наше воображение, нашу совесть и нашу мысль.
Анализируя процессы социальной революции, мы не должны упускать из вида то совпадение Духовной и социальной революций, которое произошло во времени и пространстве России.
Духовная революция, в недрах которой формировалось новое мышление, несла на смену социологическому мироощущению космическое. Руководители же и идеологи социальной Революции действовали в рамках старого социологического мировоззрения и старого мышления. Им было глубоко чуждо космическое мироощущение. В результате две мировоззренческие системы, старая и новая, вошли в крайнее противоречие, приведшее к противостоянию двух революций.
Однако, несмотря на отчужденное противостояние друг другу, обе Революции были связаны теснейшим образом с национальной Культурой и национальным характером русского народа. В основе той и другой лежало духовное мессианство, столь присущее русской духовной культуре и русскому народному характеру. И большевики, приверженцы старого марксистского мышления, и русские мыслители, заложившие основы нового Планетарного мышления, вышли из одного и того же духовного пространства. Но, тем не менее, обе революции оказались не только на разных параллелях, но и в различных плоскостях и уровнях. Духовная революция охватывала пространство, которое Н.К.Рерих называл "поверх всяких России", социальная гремела в "нижней" России. Тем, кто вложил в социальную революцию энергию своей мысли и воли "...была чужда русская философия, их не интересовали вопросы духа, они оставались материалистами или позитивистами. Культурный уровень не только средних революционеров, но и вожаков революции, был невысок, мысль их упрощена".[19] Поток нового сознания, нового мышления шел мимо них. Но идея Светлого Града не давала и им покоя, и они спешили, не останавливаясь ни перед какими жертвами, построить его на грешной и многострадальной земле российской, где воцарится, наконец, желанная справедливость и благоденствие.
В пространстве социальной Революции России разворачивалась гибельная драма людей, несших в себе, подчас неосознанно, христианскую идею мессианства — спасения трудящихся всего мира от эксплуатации и нищеты. Они составляли духовное ядро Революции, и ядро это было высокой пробы. Попав в энергетический поток революционного взрыва материи, они были уверены, что все полностью зависит только от них, руководителей и вдохновителей Великой социальной Революции. Позже сила неведомого им потока сомнет их, бросит в тюрьмы "освобожденной" России, поставит к стенам расстрелов, сгноит в концлагерях. Умирая и погибая, они так и не поймут, что пошли против течения эволюционного потока.
Мир же станет свидетелем трагедии поистине космического масштаба — гибели лучшей части русских революционеров, а затем невиданных страданий и бедствий народа России.
Если Духовная революция стремилась изменить внутреннюю духовную структуру человека, которая и есть основа всего, то социальная ставила материальные цели — экономическое благосостояние угнетенных классов, передел собственности в их пользу. Средство жизни, каким является экономика, было превращено в цель. На фоне развивающейся Духовной революции с ее новым космическим мироощущением и новым мышлением марксизм, как идеология Социальной революции, выглядел плоско и бесперспективно.
Бытие определяет сознание. Форма и уровень развития производственных отношений определяет бытие, — утверждали марксисты. В этой схеме не было места ни для Космоса, ни для богатства его энергий, ни для миров иных состояний материи и, наконец, отсутствовало пространство, где проявлялся и действовал дух самого человека, одна из мощных сил Природы. Мыслители социальной Революции упрямо отрицали какую-либо причастность человеческого общества к тому невидимому, но реальному, что окружало Планету и связывало жизнь самого человека с Беспредельностью. Устаревшая мысль далекой Европы забила все духовные поры Русской Революции и перекрыла доступ живительного воздуха нового в сложный и мятежный ее организм.
- [1] Письма Елены Рерих, Рига, 1940, том II, 17.12.35.
- [2] Н.А. Бердяев. Судьба России. М., 1990.
- [3] стр. 103. Там же.
- [4] Н.К. Рерих. Россия. М., 1990, стр. 47.
- [5] Н.К. Рерих. Россия. М., 1990, стр. 53.
- [6] Вс. Иванов. Рерих. Рига, 1992, стр. 92-93.
- [7] Н.К. Рерих. Пути благословения. Париж, 1924, стр. 91.
- [8] Н.А. Бердяев. Судьба России. М., 1990, стр. 89.
- [9] Н.А. Бердяев. Судьба России. М., 1990, стр. 89.
- [10] В.И. Вернадский. Научная мысль как планетное явление. М., 1977, кн. 2, стр. 23.
- [11] Там же, стр. 31.
- [12] К. Э. Циолковский. Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы. Калуга. 1928, стр. 14.
- [13] А. Л. Чижевский. Земное эхо солнечных бурь. М., 1976, стр. 34.
- [14] А. Л. Чижевский. Физические факторы исторического процесса. Калуга, 1924, стр. 62.
- [15] Н.К. Рерих. Держава Света. Нью-Йорк, 1931, стр. 80.
- [16] Листы Сада Мории. Зов.
- [17] Мир Огненный, ч. III, 306.
- [18] Беспредельность.
- [19] Н.А. Бердяев. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990, стр. 92.
- [20] Н.А. Бердяев. Судьба России. М., 1990, стр. 284.
- [21] Там же. Стр. 286.
- [22] Евангелие, Послание к Галатам, 5, 13-15.
- [23] Л. В. Шапошникова. Веления Космоса. М., 1996, стр. 109.
- [24] Письма Елены Рерих. Рига, 1940, т. I, стр. 99. (17.6.31).
- [25] Община. Рига, 1935, 215.
- [26] Там же, 214.
- [27] Община. Улан-Батор, 4. 2, X, 6.
- [28] Община. Рига, 1935. 249.
- [29] Община. Рига, 1935, 85.
- [30] Письма Елены Рерих. Новосибирск, 1993, стр. 37.
- [31] Братство, 389.
- [32] Община, Рига, 1935, 254.
- [33] Община, Рига, 1935, 161.
- [34] Там же, 237.
- [35] Там же, 178.
- [36] Община. Улан-Батор, 1927, ч. 3, II, 3.
- [37] Там же.
- [38] Община, Рига, 1935, 273.
- [39] Н.К. Рерих. Врата в Будущее. Рига, 1935, стр. 15.
- [40] Письма Елены Рерих. 1940, т. II, стр. 264.
- [41] Там же, стр. 170.
- [42] Письма Елены Рерих, 1932-1955. Новосибирск, 1993, стр. 511.
- [43] Община, Рига, 1935, 226.
- [44] Там же, 258.
- [45] Н.А. Бердяев. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990, стр. 119-120.
- [46] Н.А. Бердяев. Судьба России. М., 1990, стр. 187.
- [47] Журнал "Коммунист". 1988, № 18, стр. 70.
- [48] Газета "Подмосковье", 06.07.1996.
- [49] Н. Л. Бердяев. Судьба России. М., 1990, стр. 53.
- [50] Письма Елены Рерих. Рига, 1940, т. I, стр. 100.