1926 год был тем переломным моментом, когда перед страной встал выбор: или Общее Благо, или "тьма фетишизма". Победило последнее. "Напомним о свойствах, совершенно недопустимых в общине: невежество, страх, ложь, лицемерие, своекорыстие, присвоение, пьянство, курение и сквернословие".[35] Все это со временем возникло не только в общине, но и в государстве в целом. К этому черному списку Учителя присоединили и насилие, против которого предупреждали особо. "Из всех насилий самое преступное и уродливое зрелище являет насильственная коммуна. Каждое насилие обречено на реакцию самую худшую".[36] Через три года страна оказалась свидетельницей насильственной коллективизации, а через несколько десятков лет — "самой худшей реакции": развала аграрной основы страны и нравственного упадка деревни.
Предчувствие жесточайших репрессий, идеологически оправдываемые ложной сталинской теорией усиления классовой борьбы по мере строительства социализма, находим на страницах "Общины". "Ни капиталистический сыск, ни инквизиторские тюрьмы недопустимы".[37] И еще. "Труд невозможен среди вражды, — опережая надвигающееся, пишут авторы "Общины". — Строение немыслимо среди взрывов ненависти. Содружество борется с человеконенавистничеством".[38]
Община или коммуна, в истинном духовном ее смысле, в России не состоялась. Революция, ведомая ложными целями и представлениями, задушила ее. Тоталитарное государство подменило ее коллективизмом или принудительной коллективизацией.
Какие бы эксперименты, какие бы подмены не производились с сознанием, искоренить энергетику природного религиозного чувства в человеке невозможно. Это чувство — одна из важнейших составляющих его духа, оно унаследовано от космической его изначальности. В тоталитарной же России поток этого чувства, лишенный нормального духовного питания, направился не к Высшему, а туда, где возрастал ядовитый цветок бездуховного учения. И поэтому предметом веры стала марксистская теория коммунизма, а предметом поклонения — ее основатели и их последователи. Диктатор, создавший чудовище тоталитарного государства, стал земным богом и "великим учителем".
Два первых вождя были обожествлены — один после смерти, другой уже при жизни. Вслед за ними каждый генсек претендовал, если не на должность живого бога, то определенно на роль наставника и учителя своего народа, и несмотря на то, что некоторые из них были малограмотны и не могли даже овладеть "священным писанием", последнее "мудрое" слово, в любой области жизни и деятельности страны, оставалось за ними. Обширный и выдрессированный чиновничий аппарат, "коллективный учитель" народа, вкладывал в уста очередного генсека "мудрые" мысли и "исторические" доклады. На смену старому русскому царству пришло "новое" священное царство.
Ложная религия, освятившая это царство, оказалась жестокой, мрачной и нетерпимой. Такая религия в сути своей требовала своей инквизиции, чтобы раздавить и уничтожить все, что угрожало этому "темному царству" и ее насильственной идеологии. Как в мрачные времена Инквизиции горели костры, сжигавшие еретиков, также по всей России гремели выстрелы и лилась кровь, трусливо и подло скрытая от каких-либо свидетелей.
30-е годы были пиком разгула сталинской инквизиции, приведшей к окончательному уничтожению носителей русской духовной культуры, а также их трудов. Это было время ликвидации всяческой политической оппозиции и насаждения урезанного просвещения, создавших самые благоприятные условия для развития невежества и бескультурья. Над страной опустился тот пресловутый "железный занавес", который отрезал СССР, и прежде всего Россию, от остального мира, от информационно-энергетического обмена с ним, от развития Мировой Культуры и науки. "Вот мы слышим о каких-то допросах с пристрастием, — писал Н.К.Рерих в 1936 г. — об ужасах пыток, происходящих в наше, так называемое культурное время. Какой это срам! Какой это стыд знать, что и сейчас совершенно также, как и во времена темнейшие, производятся жестокие мучения".[39]
Концлагеря, тюрьмы, специальные места для ссылок становились все многочисленней, заражая чистые пространства России насилием, жестокостью и кровью. "Там, где все было отнято, — писала Елена Ивановна Рерих в том же 1936 г., — где всякое творчество было задушено, где было забыто человеческое достоинство, там особенно мощно проснется и уже пробуждается жажда к знанию и к истинной свободе. В положенное время воссияет Чертог Небывалый. Потому сейчас в грозное время нам заповедано хранить торжественность. Мы вступили в разгар битвы Армагеддона".[40]
- [1] Письма Елены Рерих, Рига, 1940, том II, 17.12.35.
- [2] Н.А. Бердяев. Судьба России. М., 1990.
- [3] стр. 103. Там же.
- [4] Н.К. Рерих. Россия. М., 1990, стр. 47.
- [5] Н.К. Рерих. Россия. М., 1990, стр. 53.
- [6] Вс. Иванов. Рерих. Рига, 1992, стр. 92-93.
- [7] Н.К. Рерих. Пути благословения. Париж, 1924, стр. 91.
- [8] Н.А. Бердяев. Судьба России. М., 1990, стр. 89.
- [9] Н.А. Бердяев. Судьба России. М., 1990, стр. 89.
- [10] В.И. Вернадский. Научная мысль как планетное явление. М., 1977, кн. 2, стр. 23.
- [11] Там же, стр. 31.
- [12] К. Э. Циолковский. Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы. Калуга. 1928, стр. 14.
- [13] А. Л. Чижевский. Земное эхо солнечных бурь. М., 1976, стр. 34.
- [14] А. Л. Чижевский. Физические факторы исторического процесса. Калуга, 1924, стр. 62.
- [15] Н.К. Рерих. Держава Света. Нью-Йорк, 1931, стр. 80.
- [16] Листы Сада Мории. Зов.
- [17] Мир Огненный, ч. III, 306.
- [18] Беспредельность.
- [19] Н.А. Бердяев. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990, стр. 92.
- [20] Н.А. Бердяев. Судьба России. М., 1990, стр. 284.
- [21] Там же. Стр. 286.
- [22] Евангелие, Послание к Галатам, 5, 13-15.
- [23] Л. В. Шапошникова. Веления Космоса. М., 1996, стр. 109.
- [24] Письма Елены Рерих. Рига, 1940, т. I, стр. 99. (17.6.31).
- [25] Община. Рига, 1935, 215.
- [26] Там же, 214.
- [27] Община. Улан-Батор, 4. 2, X, 6.
- [28] Община. Рига, 1935. 249.
- [29] Община. Рига, 1935, 85.
- [30] Письма Елены Рерих. Новосибирск, 1993, стр. 37.
- [31] Братство, 389.
- [32] Община, Рига, 1935, 254.
- [33] Община, Рига, 1935, 161.
- [34] Там же, 237.
- [35] Там же, 178.
- [36] Община. Улан-Батор, 1927, ч. 3, II, 3.
- [37] Там же.
- [38] Община, Рига, 1935, 273.
- [39] Н.К. Рерих. Врата в Будущее. Рига, 1935, стр. 15.
- [40] Письма Елены Рерих. 1940, т. II, стр. 264.
- [41] Там же, стр. 170.
- [42] Письма Елены Рерих, 1932-1955. Новосибирск, 1993, стр. 511.
- [43] Община, Рига, 1935, 226.
- [44] Там же, 258.
- [45] Н.А. Бердяев. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990, стр. 119-120.
- [46] Н.А. Бердяев. Судьба России. М., 1990, стр. 187.
- [47] Журнал "Коммунист". 1988, № 18, стр. 70.
- [48] Газета "Подмосковье", 06.07.1996.
- [49] Н. Л. Бердяев. Судьба России. М., 1990, стр. 53.
- [50] Письма Елены Рерих. Рига, 1940, т. I, стр. 100.