Идеология Социальной революции стремилась снизить измерение человеческого духа, Духовная — поднять.
Духовная революция несла ощутимые потери под напором Революции социальной. Человеческий дух отступал, не выдерживая духовного и физического насилия, уступая грубому натиску плотной материи.
Гибель духовной культуры, ее разрушение приводили к искажению шкалы ценностей, к забвению внутренней сути человека, которая является скрепляющим материалом любой структуры в обществе — будь то экономическая, социальная или какая-либо другая.
Любая революция всегда ставит главный вопрос — вопрос о свободе. Слово "свобода" носится в ее пороховом воздухе. Носилось оно и в Русской.
Один из самых удивительных поэтов-пророков России Александр Блок написал в 1918 г.: "Свобода, свобода, эх, эх, без креста". И этой строчкой точно определил суть свободы в пространстве Русской революции. "Без креста" — значило без духа, без той небесной свободы, без которой нет свободы как таковой. Слова марксистской доктрины — "свобода есть осознанная необходимость", никоим образом не соотносились с реальной практикой Русской революции. Новое мышление, рождавшееся в Недрах Русской Духовной революции несло и новое понимание свободы, которое опиралось на свободу Духа, на небесную свободу. "Свобода есть внутренняя творческая энергия человека. Через свободу человек может творить совершенно новую жизнь, новую жизнь общества и мира".[20] И еще: "Свобода предполагает существование Духовного начала, не детерминированное ни природой, ни обществом. Свобода есть духовное начало в человеке".[21]
Обладали ли те, кто делал Русскую революцию и участвовал в ней, свободой подобного рода? Можно твердо сказать — нет. Низкий уровень сознания участников социальной Революции и неправильное понимание сути истинной свободы, привели к подменам и смещениям, имевшим самые трагические последствия для России. Образовалось острое противоречие между свободой, как таковой, и тем внутренним рабом, который в силу низкого сознания остался еще во многих участниках социальной Революции. Концентрация общественного внимания на материальных сторонах жизни, выдвижение этой стороны в качестве цели жизни общества или его преобразований неизбежно приводит к гибели свободы и созданию ее суррогата. "К свободе призваны вы, братия, — сказал Апостол Павел, — только бы свобода ваша не была поводом угождению плоти: но любовью служите друг другу... Если оке друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом".[22]
Духовная революция ковала внутреннюю духовную свободу человека, как основу земной. Социальная — отрицая дух, лишала земную свободу главного ее фундамента, обрекала ее на краткое и драматическое существование.
Эти обстоятельства отодвигали все дальше и дальше от пространства социальной революции желанное "светлое будущее", "Град Светлый". То и другое оставалось лишь путеводной звездой, сияющей на дорогах Духа, проложенных во тьме грубой и плотной материи низкого измерения. Звезда несла весть о нездешних мирах высокого измерения, где живет познание духовной свободы, гармонии и красоты. Для земных условий XX века "Град Светлый" был внеисторической задачей.
Большевики же, несмотря ни на что, решили спустить эту звезду на землю. Они не понимали, что у Звезды есть свои небеса, которые отражаются во внутренней структуре духа самого человека. Отрицая или крайне ограничивая этот самый Дух, пренебрегая закономерностями космических энергий, не подозревая о мирах высших измерений, большевики начали строить на грешной земле России Светлый Град, ее Светлое будущее. Это будущее называлось социализмом. Оперируя категориями социальной мысли XIX века, они и не подозревали, что мессианство, которое неистребимо жило в их душах, происходит от Царства Духа, а не от Царства Кесаря. Подменив одно царство другим, они пытались построить "Светлое будущее" или Божье царство в жестких рамках царства Кесаря. Это привело к гибели не только свободы земной, но и к античеловеческой попытке уничтожить свободу духа. Трагедия Русской революции и русской свободы была предсказана гениальным Достоевским в его "Легенде о Великом инквизиторе". Великий инквизитор легко подменяет небесную свободу духа, о которой говорил в своем учении Христос, свободой земной необходимости, чтобы оправдать тиранию и насилие инквизиции. "Пятнадцать веков, — вещает он, — мучились мы с этой свободой, но теперь это кончено и кончено крепко. Ты не веришь, что кончено крепко? — говорит он Христу, волей писательского воображения возникшего перед ним. — Ты смотришь на меня кротко и не удостаиваешь меня даже негодования. Но знай, что теперь и именно ныне эти люди уверены более, чем когда-нибудь, что свободные вполне, а между тем сами же они принесли нам свободу свою и покорно положили ее к ногам нашим. Но это сделали мы, а того ль ты желал, такой свободы?
- [1] Письма Елены Рерих, Рига, 1940, том II, 17.12.35.
- [2] Н.А. Бердяев. Судьба России. М., 1990.
- [3] стр. 103. Там же.
- [4] Н.К. Рерих. Россия. М., 1990, стр. 47.
- [5] Н.К. Рерих. Россия. М., 1990, стр. 53.
- [6] Вс. Иванов. Рерих. Рига, 1992, стр. 92-93.
- [7] Н.К. Рерих. Пути благословения. Париж, 1924, стр. 91.
- [8] Н.А. Бердяев. Судьба России. М., 1990, стр. 89.
- [9] Н.А. Бердяев. Судьба России. М., 1990, стр. 89.
- [10] В.И. Вернадский. Научная мысль как планетное явление. М., 1977, кн. 2, стр. 23.
- [11] Там же, стр. 31.
- [12] К. Э. Циолковский. Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы. Калуга. 1928, стр. 14.
- [13] А. Л. Чижевский. Земное эхо солнечных бурь. М., 1976, стр. 34.
- [14] А. Л. Чижевский. Физические факторы исторического процесса. Калуга, 1924, стр. 62.
- [15] Н.К. Рерих. Держава Света. Нью-Йорк, 1931, стр. 80.
- [16] Листы Сада Мории. Зов.
- [17] Мир Огненный, ч. III, 306.
- [18] Беспредельность.
- [19] Н.А. Бердяев. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990, стр. 92.
- [20] Н.А. Бердяев. Судьба России. М., 1990, стр. 284.
- [21] Там же. Стр. 286.
- [22] Евангелие, Послание к Галатам, 5, 13-15.
- [23] Л. В. Шапошникова. Веления Космоса. М., 1996, стр. 109.
- [24] Письма Елены Рерих. Рига, 1940, т. I, стр. 99. (17.6.31).
- [25] Община. Рига, 1935, 215.
- [26] Там же, 214.
- [27] Община. Улан-Батор, 4. 2, X, 6.
- [28] Община. Рига, 1935. 249.
- [29] Община. Рига, 1935, 85.
- [30] Письма Елены Рерих. Новосибирск, 1993, стр. 37.
- [31] Братство, 389.
- [32] Община, Рига, 1935, 254.
- [33] Община, Рига, 1935, 161.
- [34] Там же, 237.
- [35] Там же, 178.
- [36] Община. Улан-Батор, 1927, ч. 3, II, 3.
- [37] Там же.
- [38] Община, Рига, 1935, 273.
- [39] Н.К. Рерих. Врата в Будущее. Рига, 1935, стр. 15.
- [40] Письма Елены Рерих. 1940, т. II, стр. 264.
- [41] Там же, стр. 170.
- [42] Письма Елены Рерих, 1932-1955. Новосибирск, 1993, стр. 511.
- [43] Община, Рига, 1935, 226.
- [44] Там же, 258.
- [45] Н.А. Бердяев. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990, стр. 119-120.
- [46] Н.А. Бердяев. Судьба России. М., 1990, стр. 187.
- [47] Журнал "Коммунист". 1988, № 18, стр. 70.
- [48] Газета "Подмосковье", 06.07.1996.
- [49] Н. Л. Бердяев. Судьба России. М., 1990, стр. 53.
- [50] Письма Елены Рерих. Рига, 1940, т. I, стр. 100.