Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Казютинский Вадим Васильевич
Ведущий научный сотрудник РАН,
академик Академии космонавтики им. К.Э.Циолковского

Метафизический уровень этики К.Э.Циолковского

Ведь вы счастливы вашими очаровательными снами, просыпаетесь каждый раз с радостью, чтобы снова погрузиться в неё. Чего же вам надо? Сейчас вы желаете свидания с умершими, но смерть истребит и эти желания тоже. Недовольство ваше только при жизни.

Уйдёт жизнь, уйдёт и оно.

В новой жизни останется только счастье и довольство. Как трудно отрешиться от рутины и осознать истину. Так же трудно, как почувствовать движение Земли»[4].

Эта длинная цитата содержит исчерпывающее изложение взглядов К.Э.Циолковского на проблемы «загробной жизни». Из неё вытекает с полной очевидностью, что, обращаясь к читателям, К.Э.Циолковский имел в виду эмоции атома-духа. Он отказывает человеку в том, что обещает ему христианство – бессмертие души (её, по К.Э.Циолковскому, у человека просто нет!), настаивая тем не менее на большей «утешительности» человеческого будущего, рисуемого «научной этикой».

Конечно, что и кого утешит или нет, дело тонкое, во многом субъективное и формируемое не только психологическими, но и социокультурными факторами. И не удивительно, что многие читатели философских сочинений К.Э.Циолковского вступали с ним в полемику по этому вопросу. Если «будущая жизнь не продолжение настоящей, - я не увижусь с друзьями и родственниками, растеряю все идеи и достижения, стоившие мне таких трудов и напряжений», то «не хочу я такой жизни, хотя и более совершенной, чем настоящая», - приводит К.Э.Циолковский слова одного из своих заочных собеседников[5]. Отвечает он, защищая преимущества своей этической концепции, достаточно резко. «Корова, если бы имела более разума, также пожелала бы остаться коровой, овца не захотела бы расстаться с овечьей жизнью. Также и волк, и тигр, и таракан, и клоп, и глиста.

Ограниченность человека заставляет и его впадать в те же гнусные желания. Да и много ли найдётся людей, которым бы стоило дорожить прошедшим!.. Но и самые высочайшие люди, раз они знают, что их ожидает ещё более высочайшие, должны с радостью примириться с гибелью прошлого»[5]. Другой читатель вполне резонно замечает: «Вы предлагаете замену одной веры другой. Мне это ненавистно. Довольно прежних заблуждений. Право, вы проповедуете что-то вроде веры, только под другим соусом»[5]. Но К.Э.Циолковский не согласен: «Вопрос не о вере, а том, - говорю я истину или ложь. Если ложь, то покажи, где она. Покажите мои ошибки, мои заблуждения. Я сам страстно хочу их видеть»[5]. По мнению автора, спор решается тем, что речь идёт о проблемах, принципиально не проверяемых, а в подобных случаях истина может быть понята лишь как истина веры. И, следовательно, читатель прав.

Обещания счастливой загробной жизни, в каком бы то ни было варианте, можно принимать, т.е. веровать в эти обещания или же нет. Никаких общезначимых и убедительных доказательств на этот счёт никем не приведено. Нет их и у К.Э.Циолковского, а есть метафизическая система, излагающая «приключения» атома-духа. Считать изложенные в ней соображения доказательствами было бы, по мнению автора, совершенно неоправданным преувеличением.

Символом веры остаётся всё-таки и вопрос, каким же образом космос обеспечивает «радость, довольство, совершенство и истину»[4]. В космической философии постоянно сталкиваются два ответа на этот вопрос:

а) «космос управляется разумом (своим собственным)», и благодаря этому мы в общем «ничего не видим, кроме совершенного. Порождённая им жизнь выше человеческой … Такие планеты, как Земля, так редки, что их можно не считать, как не замечают пылинку на белом листе бумаги. Итак, Вселенная в общем не содержит горести и безумия. Её радость и совершенство производятся ею самою»[5];

б) необходима непрерывная и колоссальная по своим масштабам преобразовательная деятельность ноокосмической иерархии (мы сознательно избегаем здесь термина «космические цивилизации») на протяжении всего бесконечного времени существования мира в прошлом и будущем, направленная на «безболезненное устранение всевозможных несовершенств мира, включая «слабые, уродливые и несовершенные зачатки жизни»[2]. Иначе космос будет склоняться к несовершенству, порождая очаги «мучительной» жизни. Если не так, то зачем, спрашивается, необходимо постоянное вмешательство в эволюцию «зрелых существ»: «Эволюция отвергается как длинный страдальческий путь и заменяется размножением уже готовых совершенных организмов и распространением их на планетах»[17].

  • [1] Бёкк Р.М. Космическое сознание. М., 1994.
  • [2] Гаврюшин Н.К. Прозрения и иллюзии русского космизма // Философия русского космизма. М., 1996. С. 96-107.
  • [3] Гиренок Ф.И. Интуиции русского космизма // Философия русского космизма. М., 1996. С. 264-288.
  • [4] Губович И.А. Этические взгляды К.Э.Циолковского.
  • [5] Ермолаева В.Е. Выход в космос и эволюция человечества: на пути к космическому сознанию (особое мнение) // Космос и человек. Вып. 2., М., 1995. С. 91-112.
  • [6] Кольченко И.А. Циолковский как мыслитель. Автореф.канд.диссерт. М., 1968.
  • [7] Лесков Л.В. Космическая этика как теоретическая дисциплина.
  • [8] Мапельман В.М. «Я хочу привести вас в восторг… от ожидающей всех судьбы» (космическая этика К.Э.Циолковского). М., 1991.
  • [9] Циолковский К.Э. Есть ли Бог? (2 вариант) // Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной. М., 1992. С. 216-218.
  • [10] Циолковский К.Э. Научные основания религии // Архив РАН, ф. 555, оп. 1, д. 370, лл. 2-48.
  • [11] Циолковский К.Э. Условная истина // Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной. М., 1992. С. 225-227.
  • [12] Циолковский К.Э. Космическая философия // Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной. М., 1992. С. 229-237.
  • [13] Лыткин В.В. Философские взгляды К.Э.Циолковского и его отношение к атеизму и религии. Автореф.к анд.диссерт. Л., 1998.
  • [14] Циолковский К.Э. Есть ли Бог? (1 вариант) // Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной. М., 1992. С. 213-216.
  • [15] Циолковский К.Э. Этика, или естественные основы нравственности // Архив РАН, ф. 555, оп. 1, д. 372, лл. 1-111.
  • [16] Циолковский К.Э. Любовь к самому себе, или истинное себялюбие // Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной. М., 1992. С. 63-86.
  • [17] Циолковский К.Э. Научная этика // Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной. М., 1992. С. 117-140.
 
Версия для печати

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru