Мы повторяем, что мы видели, как адепты Востока производили это окровавление воды. Это может быть осуществлено одним из двух способов. В первом случае экспериментатор пользовался магнетическим жезлом, сильно наэлектризованным, которым он проводил над водою, заключённой в металлическом сосуде, следуя предписанному процессу, который мы в данное время не имеем права описывать подробнее; по истечении десяти часов на поверхности появилось нечто вроде красноватой пены, которая через два часа превратилась в какой-то лишайник, подобный lepraria барона Врангеля. Затем всё это превратилось в кроваво-красное желе, которое окрасило воду в малиновый цвет; спустя 24 часа эта вода вся кипела живыми организмами. Во втором — поверхность медленно текущей речки с илистым дном была густо посыпана порошком из высушенного и затем измельчённого растения. Хотя создавалось впечатление, что насыпанный порошок весь уносится течением, какая-то его часть, должно быть, осела на дно, ибо на следующее утро вода на поверхности сгустилась. <...>
Принимая во внимание вышеизложенное, мы не видим причин, почему бы учёным алхимикам и физикам — именно физикам — дней Моисея, так же не знать секрета природы, чтобы в течение нескольких часов развить, размножить мириады бактерий, чьи споры мы находим в воздухе, в воде и тканях животных. Жезл играет такую же важную роль у Аарона и Моисея, какую он играл в так называемых "магических представлениях" каббалистов-магов в средние века — в "представлениях", которые теперь считаются суеверными дурачествами и шарлатанством. Жезл Парацельса (его каббалистический трезубец), знаменитые жезлы Альберта Магнуса, Роджера Бекона и Генри Кунрата заслуживают не более насмешек, чем измерительный электромагнетический прибор врачей нынешнего времени. То, что казалось абсурдным и невозможным для невежественных шарлатанов и даже для учёных прошлого столетия, теперь начинает принимать призрачный облик вероятного, возможного, и многое уже становится совершившимися фактами. <...>
Глава XIII
<...>
А теперь, в связи с древними чудотворцами и пророками, обратимся к претензиям современных медиумов. Они претендуют на то, что они в состоянии воспроизводить все формы феноменов, занесённых на страницы как священной, так и светской истории. Выбирая среди разнообразия кажущихся чудес левитацию осязаемых, неодушевлённых предметов так же, как и человеческих тел, мы обратим наше внимание на условия, при которых этот феномен происходит. В историю занесены имена языческих теургов, христианских святых, индийских факиров, духовных медиумов, которые совершали левитацию и иногда оставались висеть в воздухе значительное время. Этот феномен не ограничивался одной страною или эпохою и почти неизменно производящие его субъекты были религиозными экстазниками, адептами магии или, как теперь, спиритуалистическими медиумами.
Факт, что бессознательные проявления духовных сил так же, как сознательные деяния высшей магии происходили во всех странах во всех веках как с участием иерофантов, так и с участием безответственных медиумов, мы считаем настолько прочно установленным, что он более не требует усилий с нашей стороны, чтобы его доказывать. <...>
Описывая "Учения и главных учителей Александрийской школы", профессор Уайлдер говорит: "Плотин учил, что в душе существует импульс возвращения, любовь, которая влечёт её вовнутрь к её истоку и центру, к вечному добру. В то время как человек, который не понимает, что душа содержит красоту в себе самой, стремится создать утомительными усилиями красоту вне себя, — мудрый познаёт красоту внутри себя, развивает эту идею, углубляясь в самого себя, концентрируя своё внимание, и таким образом, воспаряя кверху, к тому божественному роднику, который струится внутри его. Бесконечное не познаётся рассудком... но способностью, более высокою, чем рассудок, путём вхождения в некое состояние, в котором личность, так сказать, перестаёт быть ограниченным конечным «я», и в этом состоянии ему сообщается божественная сущность. Это есть ЭКСТАЗ".
Об Аполонии, который утверждал, что он видит "настоящее и будущее в чистом зеркале", вследствие своего воздержанного образа жизни, профессор весьма красиво выразился: "Это то, что можно назвать духовной фотографией. Душа — это камера, в которой факты и события, будущее, прошлое и настоящее одинаково запечатлены, и ум осознаёт их. За пределами нашего каждодневного мира всё подобно одному дню или состоянию, где прошедшее и будущее заключены в настоящем."
Были ли эти богоподобные люди "медиумами", какими их считают ортодоксальные спиритуалисты? Ни в коем случае, если мы под термином "медиум" подразумеваем тех "болезненных сенситивов ", которые рождаются с определёнными свойствами организма и кто, по мере развития своих сил, всё более и более становятся доступными неотразимому для них влиянию разнообразных духов, элементарных и элементальных. Бесспорно, это так, если мы будем считать каждую личность медиумом, в магнетической атмосфере которого обитатели высших невидимых миров могут двигаться, действовать, жить. В таком смысле каждый человек есть медиум. Медиумизм может быть: 1) саморазвившимся; 2) развившимся под внешним влиянием; 3) может оставаться латентным в течение всей жизни. Читатель должен запомнить определение этого термина, ибо, если он не будет правильно понят, произойдёт неизбежная путаница. Такого рода медиумизм может быть активным или пассивным, отталкивающим или воспринимающим; положительным или отрицательным. Медиумизм измеряется качеством ауры, которою личность окружена. Она может быть плотной, облачной, зловоннотошнотворной и ядовитой для чистого духа и может привлекать только тех гадких существ, которые в ней чувствуют себя прекрасно, как угорь чувствует себя прекрасно в мутных водах; или же она может быть чистой, хрустальной, прозрачной, опаловой, как утренняя заря. Всё зависит от нравственности медиума.