"Как вверху, так и внизу. То, что было, вернётся опять. Как на небесах, так и на земле".
Мир всегда неблагодарен по отношению к своим великим людям. Флоренция воздвигла памятник Галилею, но едва упоминает Пифагора. Галилей имел верное руководство в трактатах Коперника, которому пришлось бороться против всемирно установившейся системы Птоломея. Но ни Галилей, ни современная астрономия не являлись открывателями местоположения планетных тел. Тысячи лет до этого расположение планетных тел преподавалось мудрецами Средней Азии, и было принесено оттуда Пифагором не как домысел, а как установленная наука. <...>
Глава II
<...>
Древние всегда очень отличались, особенно халдейские астрономы и маги, своею большою любовью и устремлением к знанию по всем отраслям науки. Они пытались проникнуть в тайны природы тем же путём, что и наши современные естествоиспытатели, тем единственным методом, которым эта цель может быть достигнута, а именно, экспериментальными исследованиями и рассуждением, <...>
По мере того как заря физических наук переходила в яркий день, духовные науки всё глубже и глубже погружались в ночь и, в свою очередь, их стали отрицать. Так что в настоящее время на этих величайших знатоков психологии смотрят, как на "невежественных и суеверных предков", так же как на шарлатанов и фокусников, потому что, несомненно, солнце современной учёности сияет сегодня так ярко, что стало аксиомой, что философы и люди науки в древности не знали ничего и жили в мраке суеверия. Но их клеветники и поносители забывают, что их солнце сегодняшнего дня будет казаться тёмным по сравнению со светилом завтрашнего дня, справедливо или нет; и так же, как люди нынешнего века считают своих предков невеждами, также и их самих потомки будут считать ничего не знающими. Мир движется циклами. Будущие расы людей будут репродукциями рас давно ушедших; как и мы, вероятно, являемся подобиями тех, кто жили сотни веков тому назад. <...>
Глава V
<...>
Те, кто раньше не уделял внимания этому предмету, могут быть удивлены, узнав, как много в прежние дни было известно о том тонком, всё насыщающем принципе, который недавно был окрещён, как Вселенский Эфир.
Прежде, чем продолжить, мы хотим ещё раз сформулировать два категорических положения, на которые мы до этого намекали. Эти положения для теургов древности являлись наглядно доказанными законами.
1. Так называемые чудеса, начиная с Моисея и кончая Калиостро, были, как де Гаспарин очень правильно заявил в своём труде о феноменах: "в полном согласии с естественными законами"; следовательно — не чудеса. Электричество и магнетизм, несомненно, применялись в производстве некоторых из них; но теперь так же, как и тогда, они находятся в реквизите каждого сенситива, которого заставляет бессознательно пользоваться этими силами особо строение его или её организма, который служит проводником для некоторых тонких флюидов, пока что очень мало известных науке. Эта сила является плодовитым родителем бесчисленных атрибутов и свойств, многие или, скорее, большинство из которых пока ещё неизвестны современным физикам.
2. Феномены натуральной магии, наблюдаемые в Сиаме, Индии, Египте и других Восточных странах, не имеют никакого отношения к ловкости рук; первые — абсолютно физический эффект в результате приведения в действие сокровенных сил природы; последняя же только обманчивый результат ловких манипуляций, дополненных сообщничеством.
Тавматурги всех периодов, школ и стран творили свои чудеса, потому что они были в совершенстве знакомы с невесомыми (в своих проявлениях), но в других отношениях вполне ощутимыми волнами астрального света. Они управляли токами, направляя их своею силою воли. Чудеса были и физические, и психологические; первые охватывали воздействия на материальные предметы; последние же — ментальные феномены Месмера и его последователей. Этот класс феноменов в наше время блестяще представлен двумя выдающимися лицами — Дю Потэ и Регазони, чьи удивительные силы хорошо засвидетельствованы во Франции и в других странах. Месмеризм является наиболее важной отраслью магии, и его феномены — суть результаты вселенской энергии, которая служит основой всякой магии и которая во все века производила так называемые чудеса.
Древние называли её Хаос, Платон и пифагорейцы именовали её Мировой Душой. <...>
Магнетизм есть слово, происхождение которого следует искать в невероятно далёком прошлом. Многие думают, что камень, названный магнитом, получил своё имя от Магнезии, города или района в Фессалии, где эти камни встречаются в изобилии. Мы, однако, думаем, что правильно мнение герметистов. Слово Магх, магус, произведено с санскритского Ма-хаджи, великий или мудрый (помазанник божественной мудрости). <...>
Из различных космогонии видно, что Археальная Вселенская Душа почиталась всеми народами, как "разум" Творца-Демиурга, как София гностиков или Святой Дух в качестве женского начала. Так как маги выводят своё наименование от неё, то и магнезианский камень и магнит был так назван в их честь, ибо они первые открыли его чудесные свойства. Их храмы усеяли страну по всем направлениям и среди них было несколько храмов, посвящённых Геркулесу, — отсюда, впоследствии, когда стало известно, что жрецы пользуются камнем для исцелений и магического применения, он получил название магнезианского или геркулесового камня. <...>