Публикация писем развеет и сложившееся представление о том, что Елена Ивановна занималась исключительно книгами Учения и оказывала духовное руководство нескольким группам учеников. Для справки: Е.И.Рерих была учредителем Музея Николая Рериха в Нью-Йорке, Мастер Института Объединенных Искусств, директором художественного центра «Corona Mundi», почетным президентом Института Гималайских исследований «Урусвати». Однако это были не просто титулы или дань уважения жене и спутнице великого художника. Знакомясь с ее письмами, вы убедитесь, что она принимала самое деятельное участие в работе всех вышеупомянутых учреждений, а также подготовке Пакта Рериха по охране сокровищ культуры, который впоследствии ляжет в основу Гаагской конвенции 1954 года. Ее личные качества — незаурядный ум, энергичность, умение разбираться в людях — являли самую мощную опору делам. Размах культурной деятельности, развернутой под ее непосредственным руководством небольшой группой учеников, поражает — учреждения в Нью-Йорке стали как бы отправным пунктом, и влияние их распространилось за пределы страны, стало международным. Относительно Пакта Рериха, подписанного в апреле 1935 г., напомню, что в 1934—35 гг. сам Николай Константинович находился в Маньчжурской экспедиции, и вся деловая переписка была сосредоточена в руках Елены Ивановны.
И, пожалуй, самое главное: публикация наследия Елены Рерих — это единственный путь, который позволит нам осветить жизнь посланницы Великой Иерархии Света — в ее истинном величии и воздать ей то уважение, которое она заслужила. О последнем неоднократно упоминает ее Учитель, Великий Владыка, называвший Елену Ивановну не только Матерью Агни Йоги, Доверенной Братства, но и Своей Наместницей. Последнее указывает на то высокое положение, которое она занимала в Иерархии Света — Наместником Владыки Шамбалы, претворителем Его Воли может быть только дух, связанный с Ним тысячелетними узами преданности и сотрудничества, облеченный Его абсолютным доверием. «Ты, идущая со Мною, ты, сражающаяся со Мною, ты, строящая и собирающая со Мною. Ты, разделяющая со Мною все Битвы»,[25] — так обращается к ней Учитель. Сама же Сотрудница Великих Учителей, прошедшая Огненный опыт и принесшая человечеству Чашу спасения, говорит о себе следующее: «...Не слишком идеализируйте меня. Я еще живу и хожу по Земле. Я не имею ничего, что бы меня выделяло настолько из общей массы людей... Позвольте мне сойти с пьедестала, водруженного Вашим прекрасным любящим сердцем (речь идет о Б.Н.Абрамове. — Т.К.) и оявиться Вам матерью, но земного начала, еще сильно выраженного во мне».[26] Насколько все это далеко от самоуверенных заявлений многочисленных «духовных вождей» и «пророков» нашего времени, претендующих на Божественное Откровение, обещающих толпам последователей мгновенное просветление или избавление от любых недугов!
Концепция мироздания, которую исповедовали Рерихи, и, в первую очередь, сам принцип единства человека и Космоса, во многом родственна взглядам русских космистов. И, тем не менее, мы не можем подходить к Елене Рерих как философу с обычных позиций, ибо в основе ее мировоззрения, личного духовного опыта, жизненного пути, целей и устремлений лежит сознательная связь с Иерархией Света. Именно она объясняет тот необычайный духовный подъем, который мы испытываем при изучении книг Живой Этики и других трудов Елены Ивановны, ибо наше соприкосновение с духовным фокусом Сил Света, которым она, безусловно, являлась, есть соприкосновение с Иерархией — «спасительным якорем человечества».
«...Каждая мысль имеет в виду не только одного определенного собеседника, но главные слушатели и последователи этой мысли всегда остаются автору неизвестными, — писал Н.К.Рерих о письмах Елены Ивановны. — Пути слова неисповедимы. Невозможно проследить трудные хождения книги. И нельзя представить себе, где и как она находит свое лучшее применение. В сердечном желании добра писались все эти письма. Всегда было нужным это пожелание, а сейчас оно совершенно необходимо. В ближайшем будущем, когда гуманитарные познавания опять займут свое основное в человеческой жизни место, тогда все действенные советы добра окажутся поистине неувядаемыми. Пройдут они через старшее поколение и достигнут молодых сердец, сейчас подрастающих».[27]
И действительно, все писания Елены Ивановны имеют одну интересную особенность: обращенные к конкретным людям, они вместе с тем имеют в виду очень многих. Даже если это письма к самым близким. И самое лучшее, что можно пожелать читателям, это то, чтобы Огонь духа, заключенный в ее строках, зажег их сердца.
- [1] Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. II. М., 1996. С. 295.
- [2] В этом году увидят свет второй (1934 г.) и третий (1935 г.) тома «Писем Е.И.Рерих».
- [3] Письмо Е.И.Рерих от 2 января 1935 г.
- [4] Н.К.Рерих. Листы дневника. М., 1996. Т. II. С. 295.
- [5] Письмо Е.И.Рерих от 3 марта 1930 г.
- [6] Письмо Е.И.Рерих от 30 августа 1934 г.
- [7] Письмо Е.И.Рерих от 17 августа 1934 г.
- [8] Письмо Е.И.Рерих от 11 июля 1934 г.
- [9] Письмо Е.И.Рерих от 8 августа 1934 г.
- [10] Мир Огненный. Запись от 4 декабря 1934 г.
- [11] Там же. Запись от 6 декабря 1934 г.
- [12] Там же. Запись от 8 декабря 1934 г.
- [13] Письмо Е.И.Рерих от 3 ноября 1932 г.
- [14] Письмо Е.И.Рерих от 10 декабря 1932 г..
- [15] Письмо Е.И.Рерих от 18 июля 1951 г.
- [16] Письмо Е.И.Рерих от 27 июня 1935 г.
- [17] Письмо Е.И.Рерих от 14 мая 1945 г.
- [18] Письма Е.И.Рерих от 18 июля 1951 г. и 6 ноября 1952 г.
- [19] Письмо Е.И.Рерих от 9 января 1950 г.
- [20] Письмо Е.И.Рерих от 10 августа 1949 г.
- [21] Письмо Е.И.Рерих от 8 июля 1953 г.
- [22] Письмо Е.И.Рерих от 24 марта 1933 г.
- [23] Письмо Е.И.Рерих от 30 августа 1934 г.
- [24] Письмо Е.И.Рерих от 28 декабря 1954 г.
- [25] Письмо Е.И.Рерих от 24 июля 1934 г.
- [26] Письмо Е.И.Рерих от 18 июля 1951 г.
- [27] Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. II. М., 1996. С. 295.