«Люди определенно делятся на два вида, – писал Рерих, – Одни умеют радоваться небесному зодчеству, а для других оно молчит, или, вернее, сердца их безмолвствуют. Но дети умеют радоваться облакам и возвышают свое воображение. А ведь воображение наше – лишь следствие наблюдательности. И каждому от первых дней его уже предполагается несказуемая по красоте своей небесная книга».[9]
Эта небесная книга предполагается и для художников и, может быть, более для них, чем для кого-либо другого. И степень ее прочтения зависит от уровня духовной наполненности берущегося за кисть, резец, перо или музыкальный инструмент. И чем выше дух самого художника, тем выше пространство «небесной книги», повествующей о нездешних мирах. Тем совершенней и прекрасней видимая плотная форма, в которую облекается жемчужина духа, добытая художником в этих мирах. Процесс или механизм добывания таких жемчужин глубоко индивидуален, а восприят ие ею философом или художником всегда субъективно. Пророческие сны, видения, знамения – это те пути, которыми художник проникает в таинственный мир нездешнего. Это те энергетические явления, которые образуются под непосредственным воздействием иных миров на наше плотное, трехмерное пространство.
«И сны четко и властно зовут к покинутой, но существующей Красоте. Только примите. Только возьмите, и увидите, как изменится внутренняя жизнь ваша, как затрепещет дух в сознании беспредельных возможностей. И как легко осенит Красота и храм, и дворец и каждый очаг, где греется человеческое сердце».[10] Это опять Рерих. И в унисон с этой мыслью звучат слова из книги «Живой Этики»: «Потому жизненность искусства, которое хранит божественный огонь, дает человечеству насыщение тем огнем, который возжигает дух и насыщает все миры».[11]
Без этого огня, возжигающего дух и добытого художником в иных мирах, без энергетики, которая излучается произведением истинного искусства, невозможна космическая эволюция человечества, его духовное продвижение.
К сожалению, до сих пор многие смотрят на искусство как на нечто развлекательное, как на отдых для глаза и не дают себе труда проникнуть в энергетическую суть самого явления. Эта суть была уже достаточно четко определена, помимо уникальных книг «Живой Этики», работ Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов, а также в произведениях философской мысли Серебряного века России.
Осязаемая материя искусства, – писал И.А.Ильин, – не есть важнейшее в искусстве; она не есть нечто самодовлеющее, и ее нельзя трактовать как «самостоятельное» тело художества, напротив: она есть нечто вторичное, служебное, повинное послушанием высшему смыслу произведения».[12] И еще: «… чтобы возыметь основной замысел, чтобы постигнуть художественный предмет, – ты должен уйти в глубину сердечного созерцания и вопросить из своего созерцающего сердца Бога, мир и человека о тайнах их бытия. Погрузись в эту духовную глубину, как в некое море, и вернись из нее с жемчужиной. Затеряйся в блаженных пространствах духовного опыта и принеси оттуда самый лучший цветок и соблюди в своем творчестве верность этой жемчужине и этому цветку».[13] «Цветы духа», «жемчужины духа» – вот, что приносит в плотный мир художник, погружаясь в духовные глубины своего внутреннего мира, и через них входя в контакт с нездешним, высшим миром. Однако этот цветок или жемчужина не являют собой плотный образ. Их превращает в образ рука самого художника, которая создает для него форму, энергетическим сердцем которой остается добытые трудами духовных усилий Цветок или Жемчужина. П.А.Флоренский называет это энергетическое явление кристаллом, около которого «выкристаллизовывается земной опыт, делаясь весь, в самом строении своем, символом духовного мира».[14]
Но как бы ни называлось то, чем наполняется усиленно работающий дух художника, соприкасающийся с иными мирами, энергетический процесс воплощения добытого Цветка, Жемчужины или Кристалла в форму плотного мира сложен, а подчас и мучителен.
Донато д'Анжело Браманте, современник великого Рафаэля, приводит рассказ художника, который как нельзя лучше иллюстрирует взаимоотношения художника с энергетикой иных миров и дает яркое представление о мучительности пути к истинной Красоте.
«И ночь и день беспрестанно, – пишет Браманте, – неутомимый дух его трудился в мыслях над образом Девы, но никогда не был в силах удовлетворить самому себе, ему казалось, что этот образ все еще отуманен каким-то мраком перед взорами фантазии. Однако иногда будто небесная искра заранивалась в его душу, и образ в светлых очертаниях являлся перед ним так, как хотелось бы (ему) написать его; но это было одно летучее мгновение: он не мог удерживать мечты в душе своей».* Далее Браманте повествует о том, как Рафаэль не вытер пел и стал писать Мадонну, и дух его все более воспламенялся.
- [1] Е.И. Рерих. У порога Нового Мира. М., 1993. С. 41–42.
- [2] Мир Огненный III, 306.
- [3] Беспредельность. Париж, 1930. С. 117.
- [4] Н.К. Рерих. Твердыня Пламенная. Париж, 1933. С. 49.
- [5] Н.К. Рерих. Держава Света. Нью-Йорк, 1931. С. 175.
- [6] П.А. Флоренский. Иконостас. М., 1994. С. 37.
- [7] Мир Огненный III, 161.
- [8] Письма Е.И. Рерих. Т. 1. Рига, 1940. С. 260.
- [9] Н.К. Рерих. Из литературного наследия. М., 1974. С. 170.
- [10] Н.К. Рерих. Пути благословения. Рига, 1924. С. 151.
- [11] Иерархия, 366.
- [12] И.А. Ильин. Путь к очевидности. М., 1993. С. 337.
- [13] Там же.
- [14] П.А. Флоренский. Иконостас. М., 1994. С. 52.
- [15] П.А. Флоренский. Иконостас. М., 1994. С. 74–75.
- [16] Там же. С.47.
- [17] П.А. Флоренский. Иконостас. М., 1994. С. 47–48.
- [18] Там же. С. 48.
- [19] Там же. С. 70.
- [20] Там же. С. 70.
- [21] Там же. С. 60–61.
- [22] Воспоминания о Серебряном веке. М.,1993 С.124.
- [23] Беспредельность. Часть 1 – §. 243.
- [24] П.А. Флоренский. Иконостас. М., 1994. С.75.
- [25] Там же. С. 84.
- [26] Письма их архива Ю.Н. Рериха.
- [27] Н.К. Рерих. Урусвати. М., 1993. С.36.
- [28] Там же. С. 37.
- [29] Там же. С. 58.