Тематические разделы

Рериховцы 30-х

От редакции

Это рассказы о верности. О людях, которые ценой своей жизни доказали величие, красоту и несокрушимую силу этого удивительного чувства. В одном из своих писем Елена Ивановна Рерих писала: «Из скал доверия слагается гора верности, которая пребудет украшением Вселенной. В понятии верности сочетаются лучшие основы жизни, там и любовь, и красота, и преданность, и мужество, и мудрость. < … > Верность оценивается, как великое сокровище».

Судьбы людей, которым посвящена эта рубрика, не похожи друг на друга. Они неповторимы, как и жизнь каждого человека. Значительная часть героев биографических очерков объединены обществом Рериха довоенной Латвии, другие были участниками Харбинской эмиграции, третьих жизнь провела через драматические, а порой трагические события довоенных лет.

Тем не менее, все они объединены духовным пространством, имя которому Живая Этика. Новое космическое мировоззрение, возникшее в 20-30-ые годы XX века, стало для них единственным и главным смыслом жизни. Последующие события, через которые они прошли, ярчайшее тому свидетельство. Испытания, выпавшие на долю членов довоенного Латвийского общества Рериха всегда будут пронзительным примером верности раз и навсегда выбранным идеалам. «Это пример того, как люди сознательно шли в тюрьмы и лагеря за свои убеждения, за идеи Рерихов и, в первую очередь, Живой Этики. – сказала в одном из своих выступлений генеральный директор Музея имени Н.К.Рериха Л.В.Шапошникова. - < … > Когда в сорок первом году стали ”брать” рериховское общество Латвии и пошли допросы, то единственным условием, которое им всем было поставлено – это отказаться от своих идей, после чего можно было идти на все четыре стороны. Никто из них этого не сделал. И все пошли в концлагеря”. Не все остались в живых. Александр Иванович Клизовский, Федор Антонович Буцен были расстреляны. В 1948-1951 годах Особым совещанием были осуждены и высланы более 40 рериховцев Латвии во главе с президентом Общества Рихардом Яковлевичем Рудзитисом.

Не миновала эта злая участь и женщин довоенного Латвийского Рериховского общества. Они были осуждены заочно по статье 58-10/11, так же как и мужчины — на 10 лет лагерей строгого режима. Несмотря на старания расселить их на расстоянии друг от друга, в инвалидный лагерь посёлка Абезь Интинского района из всей группы попали пятеро: Катрина Драудзинь, Мильда Риекстинь, Эльза Швалбе-Матвеева, Людмила Слетова и Капитолина Ринкуле. Последняя скончалась в лагере от тяжелейшего приступа астматического удушья. Лония Андермане направленая в шахтёрский город Воркуту на общие с мужчинами работы, трудилась в угольных шахтах. Там же отбывали срок доктор Гаральд Лукин и его друг по обществу Бруно Якабсон...

Условия, в которых находились эти люди, с самого начала ставили их на грань между жизнью и смертью. «Стояли лютые морозы, доходящие до -50°С. – Вспоминает о событиях тех лет Инга Карклиня. – Трескались на валенках галоши, обледеневали брови и ресницы. Трудно было дышать. Женскую колонну сопровождал вооруженный конвой с собаками... Скользили ноги, ремни рюкзака больно врезались в спину... Многие сбрасывали с себя ношу. Тот, кто не мог идти, ложился на обочину и выстрел освобождал его от страданий. За Интой нас нагнал эшелон с углем и раздался приказ конвоира «На разгрузку становись!» А потом мало что помню... Синий свет вышек. Большое фиолетовое пятно на снегу — моя кровь».

Не миновали лагерей и такие последователи Рериховских идей, как Николай Александрович Уранов, Ольга Александровна Нейман-Катенёва, Степан Викентьевич Стульгинскис, Альфред Петрович Хейдок и многие другие.

Мы редко задумываемся над тем, благодаря каким качествам эти люди смогли пережить то страшное и трагическое время. Что помогло им не “сломаться”, не дрогнуть и выстоять, протянув огненные нити духовной преемственности из тех далеких лет в день сегодняшний. В одном из своих писем в Латвию, связанном с уходом из жизни первого председателя Латвийского общества Рериха Феликса Денисовича Лукина, Елена Ивановна Рерих писала:

“Лат[вийское] Общ[ество] под руководств[ом] незабываемого Ф[еликса] Ден[исовича] так радовало нас, в нем чувствовались организованность и самодеятельность и сотрудничество, согретое сердцем, - именно те качества, которые так часто отсутствуют даже при наличии устремления и известной степени духовного развития. Но без них не может быть прочного строительства. Сотрудничество при самодеятельности, лежащее в основании каждого истинного достижения, в наше время является редким исключением».

«Организованность, самодеятельность и сотрудничество, согретое сердцем» – вот те бесценные качества, которые стали незримой основой, позволившей не только выстоять, но и нести идеи Нового мировоззрения дальше. Дневники, писавшиеся в лагерном холоде, книги Живой Этики, переписанные от руки, немногочисленные группы, читавшие запрещенные книги под страхом уголовных преследований и арестов... все это было конкретной и осязаемой реальностью тех лет. Но вряд ли только организованность и слаженная работа, столь важные для любой серьезной деятельности, смогли бы дать силы противостоять тяжелому идеологическому прессу тех лет. Отмеченные печатью сердца и огнем верности, эти качества становились незыблемыми, позволяли преоделевать порой невыносимые для многих условия лагерного существования.

«Есть много признаков, по которым можно судить о верности ученика. Первый признак — неотступность, явленная учеником на всех путях, когда ученик являет среди бури и вихрей свою незыблемость, когда среди подкопов и града камней не страшится продолжить назначенный путь. Другой признак есть несломимость веры, когда путь, указанный Иерархией, есть единый. И еще среди признаков верности можно отметить, как развиваются взаимоотношения. Нужно понять, как важен нуклеус из двух-трех явленных сотрудников, скрепленных огненным уважением к Иерархии и друг к другу. По этим знакам можно определить огненную верность Иерархии». (М.О. III.80).

Публикуя материалы об этих удивительных людях, мы хотели бы обратить внимание читателей на ту высокую культурную планку, с которой связывалась работа Рериховских обществ того времени. Немногочисленные Рериховские организации были тогда средоточием лучших представителей интеллигенции того времени. Может быть именно этого не хватает сегодняшним Рериховским обществам, которые полны энтузиазма пропагандировать высокие идеи, но не сумев привлечь в свои ряды лучших представителей интеллигенции, не всегда находят адекватные формы своей культурной работы.

Все герои очерков – это целостные и мировоззренчески состоявшиеся личности. Говоря о верности, как о непременном условии целостности человека, хотелось бы обратить внимание читателя на современное отношение некоторых последователей Рериховских идей к творчеству этой великой семьи. Сегодня нередки достаточно легковесные подходы к ряду важнейших духовных и культурных понятий, нравственная оценка происходящих в обществе перемен. «Могут быть друзья легкомысленные и неосторожные, и то, и другое происходит от недостатка верности. Когда мы что-то очень ценим, мы и бережем. Так пусть скала доверия и гора верности стоят прочно». (Письма Е.И.Рерих. 08.02.40). Как правило, такое легкомыслие довольно часто сопряжено с преобладанием личностного над общественным. Недостаток верности – одна из важнейших причин такого явления. Именно поэтому один из духовных постулатов говорит о том, что «... высшее качество ученика есть преданность, то есть верность до конца, во всем». (Грани Агни Йоги Т. 13, 14 А).

«В 1948 году в Латвии начались репрессии. Под первую волну арестов попала мужская часть рериховцев. В 1949 году последовали женщины... Отбывали наказание в лагерях полит­заключённых строгого режима. "Однодельцы" редко попадали вместе».

«Нуклеус из двух-, трех друзей-сотрудников может явить самую мощную опору великим делам. Так утверждается цепь верности, которая ведет неминуемо кверху. На пути к Миру Огненному нужно осознать красоту верности. Этот чудесный путь исключает тот губительный яд, который Мы называем духовным взяточничеством и духовной подкупностью. Эти язвы несравнимы с земными физическими язвами. Итак, будем ценить верность на пути к Миру Огненному». (М.О. III.80).

  • Латвийское Общество Рериха

  • Карклиня И.Н. Латышка со славянской душой
  • Карклиня И.Н. Негасимый свет духовности (Рерихи и Латвия)
  • Карклиня И.Н. Дочь Света. Доктор Катрина Драудзинь
  • Карклиня И.Н. "К Учению Живой Этики я пришла через Яниса Райниса" (Лония Андермане)
  • Карклиня И.Н. Во имя Света и Добра (Мэта Пормале)
  • Карклиня И.Н. "Как хорошо, что ты есть..." 45 лет с Эльзой Швалбе-Матвеевой
  • Карклиня И.Н. Как хороши, как свежи были розы (Мильда Риекстиня)
  • Карклиня И.Н. Рыцарь Духа (Феликс Лукин)
  • Карклиня И.Н. Огненный конь духа: целитель и исследователь (Гаральд Лукин)
  • Карклиня И.Н. Символ вождя сердца (Рихард Рудзитис)
  • Рудзите Г. К 100-летию со дня рождения Р.Я.Рудзитиса
  • Г.И.Кальжанова. Мощны семена, доверенные нам для посева (Фёдор Буцен)
  • Эка А. Неиссякаемый источник (Фелиция Осташева)
  • Корзунова Л. Такая счастливая жизнь... (Ольга Нейман-Катенёва)
  • Старовойтова О. Журналистское расследование о судьбе А.И.Клизовского
  • Анатолий Алексеевич Макаров
  • Горева Т. Двинская группа
  • Б.Н.Абрамов

  • К 100-летию со дня рождения Б.Н.Абрамова
  • Уранова Л.И. Воспоминания о Б.Н.Абрамове
  • Шапошникова Л.В. "Мой сын Борис..." Шесть писем Е.И.Рерих
    из архива МЦР с вводной статьей Л.В.Шапошниковой
  • Быстрянцева Л.А. Неизвестные страницы жизни Б.Н.Абрамова
  • Н.А.Уранов

  • Уранова Л.И. Воспоминания об Н.А.Уранове
  • Гиндилис Л. Жемчуг исканий Николая Уранова
  • Сайт, посвящённый жизни и творчеству Н.А.Уранова
  • А.П.Хейдок

  • Климов В., Деревнина Н. Певец любви и радости (Альфред Хейдок)
  • Сайт, посвящённый жизни и творчеству А.П.Хейдока
  • П.Ф.Беликов

  • Анненко А. "Рериховские университеты" Павла Беликова
  • В.А.Вераксо

  • Вераксо В.А. Выдержки из писем
  • увеличить изображение увеличить изображение
    увеличить изображение увеличить изображение
    увеличить изображение увеличить изображение
    увеличить изображение


    © Электронная версия журнала «Новая Эпоха»   NovEpoch@yandex.ru