Тему адепта начинаешь слышать, если сталкиваешься с его трудом в поле собственного опыта. Письма Махатм дают четкие ориентиры для понимания феномена адепта и позволяют вглядеться в тайну той, которая была Еленой Петровной Блаватской. "Адепт есть редкий цветок своего века, и всегда сравнительно мало их было в одном столетии. Земля есть поле битвы нравственных, не менее чем физических сил, и неистовство животных страстей под воздействием грубых энергий низшей группы эфирных агентов всегда стремится подавить духовность... Также верно, что наше число как раз теперь уменьшается, но это благодаря тому, что мы из человеческой расы, подверженные ее циклическому импульсу... Считайте нас полубогами, и если мое объяснение не удовлетворит вас, рассматривайте как людей, быть может, немного более мудрых вследствие особого обучения". "Ни один из живущих не является более свободным, чем мы, после того, как мы вышли из периода ученичества". "Человек редко становится Адептом без того, чтобы не родиться естественным Провидцем".
Тексты Писем Махатм формулируют несколько положений, имеющих императивный характер, и преследующих единственную цель – благо человечества. "Человечество есть великая сирота, единственная, лишенная наследства на этой Земле, мой друг. И долг каждого человека, способного на лишенное эгоизма побуждение, сделать что-нибудь и хотя бы даже самое малое для Общего Блага". "Долг, разрешите сказать вам, для нас выше, чем любая дружба или даже любовь, т.к. без этого постоянного принципа, являющегося неразрушимым цементом, связывавшим в течение многих тысячелетий рассеянных хранителей великих тайн природы, – наше Братство, нет, даже само наше учение давно бы распалось в неузнаваемые атомы". Понимание Махатмами своего долга перед человечеством опирается на имманентную людям способность раскрывать свечение внутреннего человека. "Ничто, – пишут они, – не привлекает нас к человеку, кроме его растущей духовности... Ваши величайшие люди считаются ничтожествами на арене, где величие измеряется мерою духовного развития. Когда древние основатели ваших философских шкал приходили на Восток за учением своих предшественников, они не заявляли никаких требований, за исключением единственного – искренней и самоотверженной жажды знания". По этой причине "в Европе, более чем где-либо, необходимо Всемирное Братство, то есть объединение "сродства" сильных магнетических, но различных энергий и полярностей, сконцентрированных вокруг одной доминирующей идеи. То, чего не может достичь один, достигнут объединенные многие". "Нашим предтечам приходилось узнавать все самим, для них была заложена только основа. Мы предлагаем заложить такую основу для вас (европейского человечества – Е.З.), но вы не соглашаетесь принять что-либо меньшее, чем завершенное здание, готовое для обладания им". Тексты Писем со всей определенностью свидетельствуют о высоком нравственном долге Махатм перед человечеством, долге старших братьев по отношению к братьям младшим, отношения между которыми исключают схему "господа-рабы". "Никто не надеется, что он сможет нести груз свыше своих сил. Существуют "прирожденные маги", мистики и оккультисты с момента рождения и по праву прямого наследования этой способности, связанной с серией перевоплощений и эонов страданий и неудач. Они, можно сказать, являются "устойчивыми" против страстей. Никакие искры земного происхождения не могут раздуть пламя в их чувствах и желаниях; никакой человеческий голос не найдет ответа в их душах, за исключением великого крика человечества". Так, Махатма М. говорил, что его "любовь к коллективному человечеству является его растущим вдохновением; и если кто-то желает отвлечь его внимание на себя, он должен превозмочь это распространяющееся влечение сильнейшей мощью". Но и в этом случае есть ограничения. "Адептам, то есть воплощенным духам, запрещается нашими мудрыми и непереступаемыми законами полностью подчинить себе другую, более слабую волю – волю свободнорожденного человека". Собственно говоря, именно воплощенность адепта делает возможным его взаимодействие с людьми, стоящими на нижних ступенях великой лестницы освобождения. Степень влияния на последних сил, не доступных привычным формам личного опыта, обычно оценивается массовым сознанием как тайная магия. Ясно, что для адепта использование таких сил – атрибут, иначе они не были бы адептами. Но скрытыми силами владеют также идущие так называемой Левой Тропой – Черные Маги. Как утверждала Е.П.Блаватская, процесс овладения магическими атрибутами может быть переориентирован одной-единственной злой мыслью в сторону бесцеремонного подчинения более слабого человека. В отличие от черных магов адепты не имеют права и не могут устанавливать полное господство над чьим-либо бессмертным Эго и потому могут воздействовать только на физическую и психическую природу человека, оставляя тем самым его свободную волю абсолютно нетронутой. Отсюда, если человек не вошел в психическое взаимодействие с Учителями и не поддерживается силой своей твердой веры и преданности своим Наставникам, последние, когда бы ни пытались передать свои мысли тому, у кого эти условия не выполнены, испытывают большие трудности при проникновении в туманный хаос сферы этой личности".