Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Зорина Е.В.

Упасика. Учителя и Елена Петровна Блаватская

Е.П.Блаватская стремилась быть, а не казаться, как бы трудно ей ни приходилось. Она не старалась выглядеть ученой и всезнающей, наоборот, любила розыгрыши и юмор, не сразу, но научилась распознавать людей, но всегда неизменно за этим стояли искренняя непредвзятость, недогматический подход, нелицемерная любовь к людям. Благодаря этому, а не практике особого йогизма или отшельничества, Учителя контактировали с ней, а не с другими, даже и продвинутыми, чела. Е.П.Б. со всей откровенностью заявляла, что ищущий подлинного знания должен из первого стать последним, а последнего сделать первым. Из всех теософов Е.П.Б. была самым скромным, самым терпеливым человеком, помнящим, что самый громкий звук издает пустой горшок. Действительно, трудно вообразить Елену Петровну, вещающую в мантии и с короной магов на голове для миллионов телезрителей или на стадионе. Все эти проповедники, если и не наносят прямой вред, чаще всего ничему не учат: внутренняя сила, а она может быть только силой духа, не проявляет себя во внешних эффектах, ее носитель всегда незаметно проходит среди людей.

Создание Теософского общества и теософской доктрины знаменовало в жизни Е.П.Блаватской новый этап развития отношений с ее Учителями. В 1875 году из Индии был получен приказ основать философско-религиозное общество и тем самым положить начало Всемирному Братству людей. «Термин "Всемирное Братство" не является пустой фразой, – писали Махатмы, – человечество в массе своей предъявляет нам высочайшие требования. Это есть единственно надежное основание мировой нравственности. Если бы оно было только мечтой, то это, по крайней мере, благородная мечта для человечества: и это есть цель устремлений истинного адепта». Только чувство глубокого духовного родства может противостоять "ненавистной розни мира сего" (Сергий Радонежский).

Следует отдавать себе отчет, что во второй половине XIX в. цивилизационное общество прогрессировало, но человеческая природа не изменилась. Увлечение спиритизмом давало в сочетании с жестким прагматизмом странные и опасные результаты; эта тенденция набирала силу в Америке. В сложившейся ситуации стали необходимыми экстраординарные усилия по изменению вектора ментальной активности людей. У нас имеется возможность почитать, что думали сами Махатмы по этому поводу: "Один или двое из нас надеялись, что мир так продвинулся интеллектуально, если не интуитивно, что оккультная доктрина могла бы обрести интеллектуальное признание и импульс для нового цикла оккультных изысканий. Другие, более мудрые, как это кажется ТЕПЕРЬ (письмо было написано Синнетту Учителем М. в 1882 г. – Е.3.) ПРИДЕРЖИВАЛИСЬ ДРУГОГО мнения, но согласие на испытание было дано. Однако, было обусловлено, что попытка должна быть проведена независимо от нашего личного управления; что не должно иметь место сверхнормальное вмешательство с нашей стороны". Вместо психических феноменов и "чудес" американцам предлагалось ассимилировать две простые, но трудноусвояемые вещи: факт существования Учителей и единого источника Божественной Мудрости. Эту работу предстояло проделать Блаватской. "Учитель послал меня в Соединенные Штаты, поставив передо мной цель сделать все, чтобы прекратить некромантию и неосознанную черную магию спиритуалистов. Общество было сформировано и постепенно в него были привнесены начала Учения из Тайной Доктрины – древнейшей школы Оккультной Философии, которую в прошлом реформировал Господь Гаутама. Это Учение нельзя передать мгновенно. Его необходимо вливать постепенно, каплю за каплей". Е.П.Б. была первой в Штатах, кто "возвестил о существовании наших Учителей, сообщив имена двух членов Братства, которые до той поры оставались никому неизвестными в Европе и Америке (за исключением нескольких Мистиков и Посвященных, живших в разные эпохи), но сохраняемых в тайне и очень уважаемых по всему Востоку и особенно в Индии". «Я раскрыла всю правду. Рассказала о том, что я знала Адептов, "Братьев", и не только в Индии и за пределами Ладакха, но и в Египте и Сирии ("Братья" находятся там и по сей день). Имена "Махатм" не были известны в то время, их знали только в Индии. Как бы их ни называли: Розенкрейцеры, Каббалисты, Йоги – все они Адепты, молчаливые, таинственные, уединенные, хранящие тайну, раскрывающие себя немногим, (как и я), в течение семидесяти лет доказавшим свою абсолютную преданность, соблюдавшим молчание даже под угрозой смерти. Я выполнила Их требования и стала той, что я есть... Все, что мне было разрешено говорить – является правдой. За Гималаями есть многонациональный центр Адептов. Таши-лама знает Их, и они действуют сообща. Некоторые из Них прямо связаны с Ним и все-таки остаются неизвестными средним ламам, которые в большинстве своем невежественны. Мой Учитель и К.Х., а также несколько других, знакомых мне лично, находятся там. Они связаны с адептами Египта, Сирии, и даже Европы».

Борьба Е.П.Б. и ее немногочисленных единомышленников за правильное понимание психических феноменов происходила в точном соответствии с древним друидическим девизом "за истину против всего мира". Из литературы хорошо известна история Теософского Общества, его взлеты и падения, его современное положение. Драматичность перипетий его истории, помимо личной и социальной детерминированности, главным образом опирается на метафизическую подоплеку проникновения тайного знания в мир. Речь идет о прямой инициации европейцев в то, что ими давно было забыто, и к чему они в сущности не подготовлены. Дословно "инициация" – это "вхождение внутрь". Магия инициации, как и сами древние магические науки, сегодня – потерянный остров в океане позитивистской культуры. Инициативное действие, будучи рассчитанным на внутреннего человека, духовное Эго, "служит фундаментальной базой, определяющей тональность всей жизни человека – этого наиболее капризного, неопределенного и изменчивого из всех инструментов, который в большей степени, чем другой, требует постоянной настройки; это один голос, который подобно суббасу органа, лежит в основе всей его жизни..." Задача планетарной инициации – явить основной тон истины, сформулировать иной круг идей, и, тем самым, изменить саму экзистенцию человечества. "Новые идеи должны быть насаждаемы на чистых местах, – писали об этом Махатмы, – ибо эти идеи затрагивают наиболее существенные стороны жизни. Не физические феномены, но мировые идеи изучаем мы, ибо чтобы понять первые, мы, прежде всего, должны понять последние. Они затрагивают истинное положение человека во Вселенной в связи с прошлыми и будущими существованиями, его происхождение и конечную судьбу; отношение смертного к бессмертному ; временного к вечному; конечного к бесконечному; мысли более широкие, более высокие, более понятные, признающие мировое господство Непреложного Закона, неизменного и неизменяемого, по отношению к которому существует лишь ВЕЧНОЕ НАСТОЯЩЕЕ, тогда как для непосвященных смертных время либо прошедшее, либо будущее, – в связи с их конечным существованием на этом материальном пятне грязи".

 
Версия для печати

Актуальные конференции на портале Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru