Многие люди хотят слышать Голос Учителя Незримого, но не всегда отчетливо сознают, что для этого "надо победить ГОЛОС САМОСТИ. Когда затихает грохот базара и кипение страстей - тогда наступает тишина, и в безмолвии самости раздается небесный Звук." (§37).
"Недостатки людей, вступивших на духовный путь, очень часто утончаются и нарастают в своей мощи до невиданных размеров. Грубое честолюбие, корыстолюбие и чувственность, например, исчезают, но появляются в новых, еще более страшных формах – «духовного» честолюбия, «духовной» корысти и изощренной чувственности. Кто-то, например, мечтал о царском престоле, а теперь стремится стать духовным Иерархом." (§107).
Трудность состоит в том, что самость многолика, потому мы часто не замечаем ее присутствия, думая, что давно покончили с нею. Но "не сразу умирает самость. Она может возрождаться в утонченных формах, и голос ее может быть принят за ГОЛОС <Учителя Незримого>. В открытое окно могут проникать разные голоса самых безобидных до самых опасных. Но чистое сердце легко отличит источник.
Почему сердце играет такую важную роль? "Сердце находится на границе духа и материи. Именно оно находится на границе небесных и подземных сил. <...> Ритм сердца и все его строение зависит от воздействия высоких и низких энергий." (§58). Это и делает его чутким орудием распознавания.
Для контакта с Учителем ученик должен обладать духовностью. "Духовность есть мост между сознанием ученика и сознанием Учителя. Духовность есть основное качество Буддхи. При спящем сердце Высший Манас не может воспринимать, и как бы человек ни старался, как бы ни концентрировался, как бы ни "пыжился", его ментограммы будут, в лучшем случае, "отсебятиной", в худшем - плодом нашептывания, которому легко подвергается манас без щита духа." (§192).
Для людей легковерных, верящих в контакты с Инопланетянами (да и для самих контактантов) было бы полезно усвоить содержание беседы параграфа 285. "Есть люди, которые, узнав о существовании "пришельцев из Космоса", желают войти с ними в контакт. Они не знают, что для этого, прежде всего, необходимо СООТВЕТСТВИЕ АУР, то есть известная нравственная чистота и духовная высота. По самомнению, люди считают себя достаточно чистыми и высокими, поэтому они упорствуют в своем желании встретиться, и они, в конце концов, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО МОГУТ ВСТРЕТИТЬСЯ С "УЧИТЕЛЯМИ", всегда готовыми поспешить к подобным самомнительным ученикам навстречу. Ведь в низких сферах Тонкого Мира имеется много желающих разыгрывать из себя Учителей Света. Там существует множество всевозможных "лож", где обретаются мнимые учителя, и ученик, ослепленный желанием поскорее "войти в контакт", едва ли легко распознает лже-учителя, принимая желаемое ЗА ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ. Кроме того, черная ложа, воспользовавшись приманкой самомнения, может легко уловить на крючок доверчивого ученика. И сорваться с подобного крючка будет едва ли возможно."
Вопрос о слышании Голоса Учителя Незримого, или Голоса Безмолвия, как его называла Е.П.Блаватская, крайне деликатен. Несомненно, это очень редкое - редчайшее - достижение. Многие самоявленные "адепты", "контактеры" и другие представители низшего психизма совершенно необоснованно пытаются приписать себе такую способность. Но значит ли это, что мы должны, вообще, отрицать подобное достижение? "«Йога» означает связь с Владыками. Эта связь кульминирует в феномене слышания Голоса Учителя. Неужели же, давая путь к установлению такой связи. Владыки не предполагали, что кто-то достигнет этой Йоги? Тогда для чего было бы давать Учение?.." (§186). В этом вопросе, как нигде, необходима бережность, вмещение и распознавание.
Чтобы слышать Голос Учителя Незримого, ученик должен возжечь огни своих высших Центров. Точнее, он должен подготовить их к возжжению, а зажечь может лишь Учитель. "Только Дух-Отец - Учитель Незримый может зажечь высшие Центры ученика. Зажечь же Центры Учитель может лишь тогда, когда вся подготовка к открытию Центра закончена. Что значит закончена? Это значит, что тонкие энергии определенного качества собраны в достаточном количестве, и что они приобрели ПОСТОЯННОСТЬ. Тогда Учитель посылает Луч Своего Огня, и последний зажигает светильник духа или сознания.
Процесс возжжения очень сложен, ответственен и опасен. Без Руководителя Высшего он недоступен, ибо приведет только к гибели накопленных сокровищ, и часто самого хранителя их. Потому так нелепо и преступно стремление к РАСКРЫТИЮ СВОИХ ЦЕНТРОВ НАСИЛЬСТВЕННЫМ ПУТЕМ с помощью разных упражнений.
Учителя часто ВЕКАМИ следят и подготавливают цветение одного цветка. Они относятся к нему, как к пространственному сокровищу и знают, когда можно приступить к трансмутации и возжжению. Как же назвать попытку насильственного раскрытия? Это СВОЕВОЛИЕ и бешенство самости. Учитель ценит проявление самодеятельности, но только не в произволе раскрытия Центров.
Губительно ПРЕДВОСХИЩЕНИЕ ДОСТИЖЕНИЙ! Попробуйте раскрыть бутон насильственно и заставить цветок цвести преждевременно. Так же погибает и труд веков от преждевременного раскрытия Центров. <...> Нужно больше доверия к Знанию Учителя. Из этого источника можно черпать ТЕРПЕНИЕ. Все приходит в свое время, но если уж так хочется ускорить наступление этого времени, то пусть эта энергия пойдет на усиление духовного роста, на работу над собой, на применение Учения." (§56).