Сейчас в моду вошла дурная привычка ругать все, что связано с советским периодом в истории нашей Страны. Между тем, тогда делалось много полезного, строительного, в том числе, в области культуры. "Новые храмы правильно называете дворцами культуры, музеями и другими именами, но сколько внутреннего смысла надо еще вложить во внешние формы, чтобы новые храмы отвечали бы своему истинному назначению. Будем же непрестанно совершенствовать Дворцы духа и все то, что чудесной действительностью вошло в новую жизнь Новой Страны. Не будем поносить ни древних, ни современных строителей." (§190).
В чем причина неудачи построения социализма в нашей стране? Не к этому ли относится беседа §286? "Формы альтруистичны, а содержание эгоистично, отсюда все дисгармонические явления. Такие формы, нуждаются в альтруистическом содержании. Формы можно было создать в считанные годы. но сделать сознание эгоистов альтруистичным - для этого необходимы многие тысячелетия." Сейчас формы приведены в соответствие с эгоистическим содержанием, но это лишь удлиняет эволюцию, ибо для ее успеха необходимо изменить, именно, сознание.
Другая причина состоит в том, что при построении Новой Страны материальные интересы преобладали над духовными. В то время как должно быть равновесие между Материей и Духом. При этом надо иметь в виду, что речь идет не о застывшем, неподвижном равновесии, а о равновесии динамическом. Чтобы двигаться кверху, должно быть преобладание духа. Потому "когда говорится о равновесии, то имеется в виду ПРЕОБЛАДАНИЕ ДУХА. <...> Так под равновесием надо понимать УРАВНОВЕШЕННОЕ УСТРЕМЛЕНИЕ." (§467).
"Можно ли сотрудничество построить на принципах самости и обособления? Вопрос нелеп, но почему-то построение общины (общества) на узко материальной основе считается возможным. Скажут, что такое общество строится! Да, и до какого-то срока оно может даже изумлять своими достижениями. Но пройдет время, и уродство вырастет безмерно. Тактика Адверза заставит понять нелепость построения общины или общества только на материальной основе. Все могло бы стать иначе <...> Теперь уродец должен вырасти в чудовище, от ужаса перед которым строители шарахнутся в сторону духовной общины." (§513). Мы видим, что "строители" уже шарахнулись, но пока еще в другую сторону.
Таким образом, не следует смешивать идею и ее претворение. "Коммунизм - великая идея, но когда она претворяется в жизнь малыми сознаниями - получается то, что вы часто с прискорбием наблюдаете. Не судите идею по ее неудачному претворению в жизнь. То же можно сказать и о Живой Этике, и людях, претворяющих ее в жизнь." (§501). Каждый, кто не безразличен к делам рериховского движения, знает, насколько справедливо последнее замечание. То же самое можно сказать и о Христианстве. В истории Христианства были и крестовые походы и инквизиция. Но не будем же мы судить Великую Идею Христианства по ее искаженному претворению в жизнь малыми, а иногда и темными сознаниями.
Почему самыми яростными антикоммунистами в наши дни стали те, кто в так называемый период застоя особенно активно работал в партии, поддерживал и развивал ее идеологию и ее практику. Может быть, к объяснению этого феномена приложимы следующие слова из "Жемчуга исканий" (сказанные, правда, применительно к другой, более общей проблеме): "Раб ненавидит своего господина и в то же время раболепствует перед ним. Человек ненавидит, презирает ПОРАБОЩАЮЩУЮ ЕГО СИЛУ и в то же время пресмыкается перед нею." (§597). Так было со многими "коммунистами", вступившими в партию из карьеристских соображений. Когда сила, порабощающая их, ослабла и уже не могла угрожать им, ненависть прорвалась наружу. Понося некогда порабощавшую их силу, люди в глубине души ненавидят и презирают собственную слабость.
Говоря о Новой Стране, нельзя не сказать о тех, кто определяет ее облик. "Утверждение национальных гениев должно быть первой обязанностью правителей. <...> Забвение национальных героев есть признак упадка духа народа. Конечно. говорится не о внешнем почитании, которое, как и все внешнее, не имеет строительного значения." (§385).
Некоторые воспринимают все, что сейчас происходит (в том числе, неудачу построения социализма в нашей стране) как провал Плана Владык. "Жемчуг исканий" разъясняет. "Наш План не может постичь неудача, о которой теперь так часто говорят. Наш План предусматривает варианты сочетаний СРОКОВ и СВОБОДНОЙ ВОЛИ человечества. Наши Помощники стремились к осуществлению лучшего варианта, и без колебаний стремились к воплощению такого идеального прообраза. Этот вариант не удался, вследствие слишком медленного роста сознания. <...>...таким образом, пришлось прибегнуть к варианту, отличному от идеального. Но. конечно, неудача, постигшая лучший вариант, отнюдь не может рассматриваться, как провал плана, вообще." (§573).
Мы переживаем, как уже было сказано, переходное время. Наступающую эпоху называют Эпохой Женщины. С начала нашего века во всем мире отмечается Международный Женский День. Почему он отмечается 8 марта, почему был выбран, именно, этот день? "Жемчуг исканий" разъясняет. "Как и названия планет, день Женщины не случайно приурочен к 8 марта. Прежде всего, 8 марта приходится на 77" 26' <3одиакального Знака> Рыб: <то есть, в этот день> Солнце утверждается в диаметре Рыбы-Дева, как раз посредине знака Матери Мира. Затем сам знак "Восьмерки" - два соединенных круга: нижний - круг земной жизни, верхний - круг жизни надземной. Круг жизни земной - рождение, развитие, смерть. Круг жизни надземной - переход в Тонкий Мир, Девачан, отдых, импульс к воплощению, построение кама-манаса, астрала, СОЕДИНЕНИЕ С ТЕЛОМ МАТЕРИ, начало нового земного круга. Восьмерка - символ бесконечной циркуляции, символ, принятый в математике для обозначения БЕСКОНЕЧНОСТИ. Вечная жизнь, попирающая смертью смерть. Женщина - Матерь Человечества, дает возможность возобновить циклы воплощения и человечеству существовать на Земле относительно ВЕЧНО. Земная Матерь дает вечную земную жизнь. Небесная Матерь дает беспредельную жизнь Духу." (§396).