Но, конечно, надо избегать перенапряжения. Слишком сильно натянутая струна может лопнуть. "С человека спросится не за то, что предается пороку, а за то, что не борется с ним, или борется с недостаточным усердием. Но нужно твердо осознать, что, настаивая на напряжении, Мы решительно против перенапряжения. Каждый должен найти равновесие между недостаточным напряжением борьбы и перенапряжением." (§398).
На пути духовного восхождения надо всячески избегать самооправдания. "Когда человек бессилен побороть слабость, он прибегает к САМООПРАВДАНИЮ. <...> Печально, когда человек недостойно оправдывает себя перед другими; но куда хуже, когда он выгораживает себя перед самим собой. Ведь ПОПЫТКА СОЛГАТЬ САМОМУ СЕБЕ УЖЕ ЕСТЬ БЕЗУМИЕ. Так самооправдание есть признак слабости падения и безумия, которое граничит с одержанием." (§262). Это совсем небезобидное свойство.
Редко обращается внимание на болтливость. Между тем, это тоже разновидность самости, и проявляется она в разных формах. "Не упивайтесь желанием занять все время встречи только речью, дайте в равной мере возможность высказаться и собеседникам. Умейте преодолеть самость самоублажения собственными рассказами, особенно тогда, когда своими рассказами вы не даете человеку сказать нечто нужное и необходимое для вас." (§296). О необходимости ценить слово сказано также в параграфе 295.
До сих пор среди последователей Учения много разных толкований вызывает проблема мясной пищи. В "Жемчуге исканий" она рассматривается с различных позиций: экологических, этических и йогических. "Радуемся решению покончить с нечистым питанием. <...> Если бы все поступили так же, то питание трупами убитых животных закончилось бы, и эволюция значительно бы продвинулась вперед. Тучи нежелательных гостей, вьющихся как клубы ядовитого дыма вокруг очагов и скотобоен, рассеялись бы и больше не убивали сознание людей; ауры многих недобрых людей очистились бы от безобразных примесей, и явилась бы возможность проникновения для высших лучей. Если то огрубение, которое неизбежно при мясном питании, и не является большим препятствием для развития многих ингредиентов Этики, то развитие йогических сил при кровавой пище не только опасно, но и просто невозможно." (§144). Обстоятельная беседа на эту тему содержится также в параграфе 515. Здесь есть над чем призадуматься.
Человек, ставший на путь духовного совершенствования, будет испытывать усиленное "давление" Хаоса. Не следует страшиться этого явления, ибо в нем отражается общая закономерность Космоса. "Это ПРОТИВОБОРСТВО Хаотической материи порядку или РИТМУ Духа необходимо для уравновешивания центростремительных... сил духа и центробежных, стремящихся к распаду частей материи. Эта борьба не зло, но необходимое условие развития и усовершенствования духовных сил." (§451, см. также §562). Зло проявляется тогда, когда его носители сознательно и ПРОТИВОЗАКОННО, в своекорыстных целях, вызывают силы хаоса» с которыми они к тому же не могут справиться.
Невозможно рассматривать человека в отрыве от его кармического окружения, потому так важен вопрос о кармическом окружении восходящего. "Все наши кармические спутники, возможно, были бы хорошими людьми или, по крайней мере, обычными, если бы благодаря отсутствию прочной связи с Иерархией, они не становились бы легкой добычей темных, избирающих их своими жертвами не в силу их темной натуры, но по причине того, что они являются самыми удобными ПОСРЕДНИКАМИ для причинения вреда восходящим.." (§442). Это накладывает на восходящего особую ответственность и перед близкими и перед своим долгом.
Чем успешнее человек продвигается по пути совершенствования, тем яростнее нападение на него темных сил. Как вести себя перед лицом врагов? «Жемчуг исканий» дает такой совет: «Претворим страх перед врагами в радость по поводу признания нашего значения. Каким бы ни было признание друзей и последователей, оно никогда не будет так правильно определяющим ваш потенциал, как злоба врагов. Конечно, не глупым самомнением, но чувством ответственности наполняется чистое сердце, почувствовавшее свое значение: кому больше дано – с того больше и спросится» (§268).
Не только угрозами и нападением действуют темные. Широко используется лесть и оказание услуг. Очень поучительная беседа о лести содержится в параграфе 263; тактика оказания услуг раскрывается в. параграфе 322. Там же говорится: "Не для приближения к отдельной личности стараются темные. Личность нужна им лишь как калитка в ограде Общины. Ученик может умереть, полный благодарности и других лучших качеств к кому-то, так и не узнав по своей самости, что он был калиткой для проникновения врага в ограду Общего Блага."
Известно положение Учения о том, что враги, в конечном итоге, приносят пользу, поскольку в борьбе с ними закаляется дух. Недаром Сказано: "Учитель и враг суть камни краеугольные." "Жемчуг исканий" уточняет эти положения Учения. "Когда враги способствуют росту духа, их можно терпеть. Но если они разрушают дух, они должны быть удалены." (§459). В наступающей Новой Эре темные будут удалены с Земли.