Понимание этого ОККУЛЬТНОГО ПОЛОЖЕНИЯ является ручательством продвижения в Беспредельности. Непостижимое величие открывается сердцу, принявшему красоту этих СТУПЕНЕЙ, поднимающихся в Беспредельность. Никто не потерян в Бездне. Теперь мы можем понять нашу связь с нашим Владыкой и с Беспредельной «Лестницей Иакова»." (§395). Николай Александрович рассказывал, какое сильное волнение испытал он, когда ему открылась эта Истина.
О Началах
Много внимания уделяет "Жемчуг исканий" проблеме взаимоотношения Начал. Она проходит через всю книгу, охватывает различные грани Бытия, начиная от космогонических построений и кончая явлениями обыденной жизни.
"НАЧАЛА - это, действительно, начало всего: и самой Вселенной и каждой вещи ее составляющей, в том числе и человека. Единый Элемент, если он еще не разделен на два НАЧАЛА, не имеет бытия в Мире Проявленном. Он пребывает в состоянии Лайя - непроявленной скрытой потенциальности. Потому возникновению жизни проявленной, возникновению Проявленных Миров должно предшествовать разделение Единого Элемента на два Начала. Лишь только после разделения появляется активность или ЖИЗНЬ." (§575).
В космическом аспекте проблема Начал рассматривается в §211, §576 и др. В аспекте соотношений разум/чувство, Женское Начало выражает чувство, а Мужское - разум. Потому "Объединение НАЧАЛ ЕСТЬ ОБЪЕДИНЕНИЕ РАЗУМА И ЧУВСТВА. "Эта космогоническая формула находит выражение в обыденной жизни. Возьмите все умственные решения совершить что-то продвигающее. Все эти решения обычно быстро угасают, если не поддержаны чувством сердца. Но все, поддержанное сердечным чувством, непременно воплощается в жизнь." (§81).
В преломлении к обыденной жизни тема Начал раскрывается и в таких положениях: "Ум мужчины оплодотворяется чувством любимой женщины. Ищите в этой формуле разгадку многих сторон поведения мужчины." (§153). Или: "На своих жизненных путях подходящие сталкиваются с двумя родами женщин и мужчин: одни устремляют их, другие задерживают <...> Эти встречи из прошлого таят в себе большие возможности и большие опасности. Они должны быть осознаны." (§158).
Очень важный вопрос: возможно ли огненное восхождение, со всеми его достижениями, для человека, находящегося в браке? Условия, при которых брак не только не является препятствием, но, напротив, способствует продвижению, обсуждается в §210. Эта тема продолжается в §281. "Каждому ученику положена трансмутация астральных энергий и подчинение животного принципа принципу Буддхи. <...> Немного находится богатырей - победителей дракона похоти. Больше всего скольжений и падений происходит здесь. Нуклеус из двух Начал, духовно устремленных, лучше всего поможет преодолеть дракона, обращая хаос в слияние высших творческих достижений - безобразие « Красоту."
Равновесие между высшими устремлениями и низкими побуждениями достигается "не подавлением страсти, но безграничным устремлением к Великой Матери и Ее Сынам. Острая и напряженная борьба, резкая смена отчаяния и надежды. неожиданные взлеты и падения — опаснейшие моменты подстерегают одинокий путь <...>. но путь с гармоничной половиной решает проблему; в горниле творчества страстность четвертого принципа приводится в равновесие и служит мощным стимулом творчества." (§528).
Таким образом, Учение придает большое значение браку. Но при этом подчеркивается, что должно быть духовное соответствие брачующихся. "Пренебрежение к последнему ввергает народы в дегенерацию духовную и, как неизбежное следствие, наступает вырождение физическое. Слишком близоруко, развивая физическое, забывать о духовном. Физический "отбор" устремляет людей к творению пустых оболочек, но брак духовный, стимулируя высшее творчество "половинок", приводит народы к расцвету. Пары, соединенные высшей духовной любовью, обычно привлекают к воплощению соответствующих духов, и потому потомство их полноценно." (§364). Тема Начал, в том или ином аспекте, затрагивается и развивается во многих беседах, см. §§400, 401, 402, 405, 411, 423, 431, 432, 484, 508, 537, 590, 607, 611 и др.
Мудрость и разум
Занимаясь Учением, мы часто произносим слово "Мудрость", часто говорится также о Разуме. Как соотносятся эти понятия? "Жемчуг исканий" разъясняет: "Это не одно и то же, хотя мудрость является ядром разума. Мудрость является Женским Началом, а Разум - Мужским, или, говоря иначе. Мудрость является Матерью Разума, а Разум является Сыном Мудрости" (§112). Разум связан с познанием, с приобретением опыта. Опыт есть, прежде всего, опыт создания определенной формы. Всякая форма временна, она создается и разрушается. "Но опыт создания формы остается, и он является РАЗУМОМ - ТВОРЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТЬЮ ДУХА." (там же).
Сюда же примыкает беседа о Знании и Мудрости. "В чем различие между Мудростью и знанием, между Высшим Манасом и интеллектом? "Знание обитает в головах, наполненных мыслями других. Мудрость - в умах. ВНИМАТЕЛЬНЫХ к <мыслям> СВОИМ СОБСТВЕННЫМ." Ибо эта Мудрость происходит не от людей, а Свыше - от Высшего принципа, который является воплощенным Лучом Единой Высочайшей Мудрости, лежащей в основании Вселенной." (§280). Не спутаем, по самости, Мудрость, исходящую Свыше, от Высшего Принципа, с мыслями, идущими от нашего низшего Эго!