Об этом кажется сказано немало – и в книгах Учения, и в Письмах Е.И.Рерих. Но люди читают и не замечают прочитанного, слушают и не слышат. Оттого, видимо развелось так много разных самоявленных «адептов». Значит, необходимо снова и снова пытаться предупредить легкомысленных. «Жемчуг исканий» неоднократно возвращается к этой теме, настаивает на необходимости учиться распознавать проявления низшего психизма от явленной духовности. «Ведь многие люди гордятся тем, чего надо не только стыдиться, но и опасаться. Непристойно ученикам уподобляться таким невеждам». (§94).
Для успешного духовного продвижения необходима согласованность сознания ученика с Сознанием Владыки. Согласованность достигается соответствием высоких чувств, высокого творчества (§588). Ключом от высших центров сознания являются самоотверженные чувства. "Именно энергия высоких, самоотверженных чувств приводит в движение эти спящие у обычного человека "колеса" или "чакры", как их называют в Индии... Эгоистические же энергии, как бы напряжены они не были, просто по характеру своих вибраций не могут привести в движение аппарат сознания, настроенный на высшие волны. Как радиоприемник, настроенный на короткие волны, не сможет передать информацию ищущему на длинной волне, точно так же эгоистические чувства не в состоянии пробудить высшие Центры Сознания." (§330).
Когда связь с Учителем установлена, она становится источником Радости Неизреченной и Неисчерпаемой. "Радость озарения превыше всего. Дающий радость возбуждает любовь и признательность. Любовь и признательность возбуждают ответную любовь и заботу. Так совершается восхождение из мира иллюзий в Мир Абсолютного Бытия..." (§173).
Многие, ставшие на путь Учения, нетерпеливо ждут, когда же начнутся "сопутствующие" явления. "Такое ожидание, - говорится в беседе §137, является верным средством для их пресечения. Работайте ради Учения, а не ради явлений. Пусть эта радость будет только сопутствующей наградой."
Бывает, что ученики, уже достигшие, жалуются или огорчаются из-за отсутствия сообщений. При этом не учитываются сложнейшие условия передачи мысли, которые могут как благоприятствовать, так и препятствовать их приему. "Когда гремит гром, или воет ураган, вздымающий гигантские волны - голоса перекликающихся становятся неслышными. Нечто подобное бывает и в той среде, по которой передаются мысленные вибрации. Мысли Учителя должны преодолеть множество препятствий, прежде чем они достигнут ученика, и не жаловаться на отсутствие сообщений, но привести свое сознание и окружающие условия в соответствие с мыслью, посылаемой Учителем, должен ученик, если он желает стать настоящим сотрудником." (§427).
И дальше следует очень важное дополнение. "Владыки имеют аппараты, способствующие передаче Их мысли на расстояние. <...> Для явленной утвержденной связи ученикам, сотрудничающим с Братством, выдаются такие средства связи, (Вспоминаются слова из "Общины": "Перед уходом примите маленький аппарат для сношения с Нами. Маленькое радио не стеснит путников." (Монгольское издание, часть III. 3. 21.) В Рижском издании "Общины" это место изложено более прикровенно: "Перед уходом примите маленькую памятку, она не стеснит путников." (§264). Но и они не гарантируют бесперебойную передачу по той же причине, по какай во время грозы нельзя было пользоваться первыми телефонами." (Даже у Елены Ивановны Рерих были такие периоды, когда она не могла воспользоваться Пространственным проводом, и Учителя вынуждены были посылать к ней вестников.) Эта беседа, где немного приоткрывается тайна Камня, и даются важные указания ученикам, заканчивается такими словами: "Вы, желающие получать мысленные посылки, сможете ли вы создать необходимые условия? И на какое время гарантируете вы состояние соответствия?" Об этом стоит задуматься.
Выше говорилось о согласовании сознания ученика с сознанием Учителя. Эта "согласованность приносит высокое знание. Потому не может быть высокого знания без высокого состояния духа." (§588). В Учении Знание играет основополагающую роль. Именно на нем держится Иерархический принцип. "Кто больше знает тот и выше - во всех отношениях, ибо этически низкий человек не может обладать высоким знанием. Только ВЫСШЕМУ ДАЕТСЯ ВЫСШЕЕ ЗНАНИЕ." (§61). Связь Высшего Знания, Нравственности раскрывается в формуле: "Накопление высших знаний и нравственное совершенствование, как две вещи, связанные между собой нерасторжимой связью. Чтобы воспринимать высшее знание, необходимо быть достаточно нравственным для того; и чтобы быть нравственным на твердой основе, необходимо знание - для чего эта нравственность необходима." Вот ответ на сомнения ученых в связи с попытками обнаружения "внеземных цивилизаций."
Не всегда человек, обладающий большим знанием, может поделиться им с окружающими (во всяком случае - в полной мере). А это вызывает горечь у знающего. "Рудокоп, опустившийся в шахту для добывания алмазов, добывает их не для того, чтобы их носить, но для того, чтобы ОТДАТЬ их другим. Лишившись этой возможности, он утратит интерес к своей работе. Так же и дух с открытыми Центрами Высшего Сознания черпает высшие знания не для себя, но для других, и высшее счастье для него отдать это знание ДОСТОЙНЫМ." Не имея возможности передать его достойным, он будет испытывать скорбь. И это одна из причин того, что «умножающий познания умножает и скорбь»." (§55).