Как бы успешно ни продвигался человек, он не застрахован от ошибок. Кто из нас не совершал ошибок? Итак, ошибка совершена, что делать? "Не усугубляйте ее унынием, отчаянием и самобичеванием. Имейте зоркость обнаружить ее истоки, имейте мужество признать ее, принять меры к неповторению и проявите находчивость в ликвидации последствий." (§32). И еще. "Не следует огорчаться неудачами в битве. Многие такие неудачи часто являются лишь предпосылками победы, ибо каждая неудача наделяет нас опытом и знанием. Обрастая ими, мы наращиваем мощь борьбы и становимся непобедимыми. Нанося нам временное поражение, враги учат нас побеждать себя в последней и решительной битве." (§147, см. также §162).
Человек, совершивший нечто дурное, обычно рассчитывает на прощение, но при этом не учитывает, что «Истинное прощение возможно лишь там, где есть искреннее раскаяние». (§25). Такое раскаяние не следует путать с самобичеванием. «Энергия раскаяния должна быть использована для создания более длинной черты. Не будем растрачивать эту мощь на унылое самобичевание». (§33).
Всегда ли возможно получить прощение? Учение отвечает, что это возможно до тех пор, пока не перейдена черта предательства. Предательство не может быть прощено. Почему? "Потому, что следствия его уже непоправимы." (§15). Конечно, следует проявить величайшую ответственность, когда мы пытаемся квалифицировать какие-то действия как предательство. Последствия предательства непоправимы для того, кто предал; но для того, кто подвергается предательству, они могут быть очистительны. "Каждое предательство есть взрыв, выбрасывающий элементы, непригодные для дальнейшего совершенствования. Если взрыв не оказался роковым и всеразрушающим - благие последствия очищения неизбежны." (§578).
Духовное совершенствование человека приводит к расширению и утончению сознания. Но не следует путать утончение с изощренностью. "Путь Учения есть путь бесконечного утончения. <...> Утончайтесь, друзья, везде и во всем непрестанно. Только не утончайтесь во зле, ибо зло может достичь большой степени изощренности. Не утончение это, не восхождение, но, именно, изощрение и усугубление падения. Доброе сердце не может не чувствовать усиленного отвращения к изощренности зла. Не называйте такую изощренность утончением. Нежность есть утонченная <сублимированная> страсть. Может быть очень изысканная страсть, но она будет антитезой нежности. Учитесь правильно формулировать ваши чувства. Из-за неправильных названий происходят великие беды. Не путайте темную изощренность с восходящей утонченностью, и помните, что изысканность не должна превращаться в антитезу простоты. Имена простота сопутствует истинной утонченности." (§62).
Таким образом, терпимость и вмещение не должны приводить к потере зоркости. "Всевмещающее сердце - это ли не мечта! Но разве будет, достижением, когда, наряду со всеми светлыми тружениками, вмещаются и разъединители и предатели и все прочие сотрудники тьмы, если только, они наденут овечью шкуру и произнесут возвышенные слова? Такое сердце будет не вмещающим, но просто слабым, невоспитанным сердцем, ибо что же есть распознавание, как не дозор светлых излучений сердца! Без них и поцелуй Иуды может показаться приятным." (§159).
Мы живем в очень сложное, переходное время, когда на карту поставлено само существование планеты. Между тем, даже духовно устремленные люди продолжают заниматься совершенно несвоевременными делами. У них "отсутствует понимание особенности и чрезвычайности переживаемого времени. Сейчас обстоятельства таковы, что заниматься всякого рода "асанами" равносильно разучиванию изысканных танцев в помещении, которое охвачено огнем." (§195).
Может возникнуть и такая мысль: стоит ли продолжать какие-то благие дела, когда рушатся все устои мира? "Жемчуг исканий" указует: "Малейшее начинание блага закладывает мощный импульс для развития творчества в Тонком Мире, потому все начатое продолжайте НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО, но не так, как операции в лазарете тонущего дредноута, а с полным сознанием НЕПРЕРЫВНОСТИ творческой жизни." (§102).
Человек, стремящийся к духовному совершенствованию, должен отучиться от привычки измерять все масштабами одного воплощения. "Проникаясь сознанием непрерывности жизни и не ограничивая ее рамками возраста, воплощения или границами миров, чувствуя данное тело и даже данную планету, как временный дом или станцию беспредельного пути, мы переносим свое сознание в сферу высших принципов, и рост нашего духа безмерно ускоряется." (§249). Эта мысль прекрасно иллюстрируется на примере ухода Льва Николаевича Толстого (§550).
Важной ступенью на пути совершенствования будет умение отрешиться от взгляда на свое тело (физическое, эфирное, камическое и кама-маническое), как на свою собственность и отождествление его со своим "Я." "Жемчуг исканий" утверждает: "Тело наше есть собственность Земли, ее Матери и Отца, и оно дано нам В АРЕНДУ для совершенствования нашего духа и насыщения земной коры высшим сознанием." (§612).