Важный вопрос о соотношении самодеятельности и Водительства. "Учение все время говорит о необходимости самодеятельности и вреде возложения, о необходимости решать встающие на пути задачи, о необходимости развития изнутри; и, вместе с этим, настаивает на необходимости Руки Водящей, указывая, какие тяжкие последствия вытекают из отвергания Водительства. Не затрудняйтесь кажущимся противоречием. Необходимо гармоничное сочетание Руководства и самодеятельности. Человек должен максимально использовать свое умение, способности, свой ум, свою волю, свое сердце, и когда такое напряжение сил целесообразно, Руководству остается утверждение или, как, говорят, "благословение." Но если человек напрягает свои силы ошибочно, т.е. разрушительно - наступает момент вмешательства Руководителя. <...> Сказанное может быть отнесено как к отдельной личности, так и к коллективу любого разума. <...> Как Мы руководим в пределах той сферы, которую познали, так и Нами руководят познавшие большие сферы." (§43).
Эта тема подробно развивается также и в параграфе 142. "Учитель Незримый, - говорится в этой беседе, - знает, ЧТО лучше для вас, и КОГДА это лучшее должно осуществиться. Но ваше представление о лучшем развитии вашего духа и представление Учителя могут расходиться вплоть до противоположных позиций: <...> Только проявлением своей свободной воли способен человек подниматься. Если хоть что-то ему будет подсказано прямо или косвенно - страдания его будут напрасными, а потому не ждите не только указаний от Учителя, но даже и намека, как поступить вам <...> Если от Владыки следует прямой Указ, то это касается Общего Блага, которое... не может быть доверено вашей свободной воле всецело." Когда речь идет о личном восхождении, необходимо всеми силами самостоятельно бороться с надвигающимися несчастьями. Но "если же угрожают явлению Общего Блага,... надлежит немедленно призвать на помощь Владыку. Поймите разницу между личным восхождением и трудом на Общее Благо. Граница этих понятий иногда сливается, но иногда различие становится настолько очевидным, что смешение недопустимо."
К обсуждаемой теме примыкает беседа параграфа 63. Она начинается с притчи. "Один человек сказал: - То, что я утверждаю, не является моим учением, но Учением моего Учителя. Другой ответил: - значит ты живешь не своим умом, а умом своего Учителя. Я предпочитаю СВОЕ суждение самому авторитетному суждению. Такое рабство ума мне кажется наихудшим рабством." Что можно возразить на это? Прочтите параграфы 63 и 109; думаю, эти беседы помогут разобраться в проблеме.
Может ли ученик обогнать своего Учителя? Некоторым сама постановка такого вопроса будет казаться кощунственной. Между тем, ничего кощунственного в такой постановке нет. "Все зависит от духовного потенциала и его проявления на Земле. Платон был какое-то время, учеником Сократа, но в то время как Сократ не достиг степени Посвящения, Платон сделался Великим Посвященным." (§321). Не следует только спешить провозглашать себя Платоном.
Учение никогда не рисовало успокоительных "благостных" картин. "Порою сурово звучат слова Учения. Но это необходимо. Люди должны знать правду. "Еще раз убеждаетесь, как ТРУДЕН ПОДЛИННЫЙ ПУТЬ! Как труден НАСТОЯЩИЙ путь, а не та "духовная" ИГРА, в которую и играют так называемые "друзья."
"<...> Из многомиллионного человечества нужно было двести или триста сердец, чтобы спасти планету, от катастрофы, но даже и такого количества не нашлось. Большая часть позванных осталась у своих прокопченных очагов и, ВМЕСТО ПОДВИГА, занялась ИГРОЮ В ПОДВИГ, проводя время в духовном самоублажении" (§239). Тем самым еще более тяжкая нагрузка легла на плечи Тех, Кто откликнулся за Зов, Кто несет Дозор на страже нашей планеты. Но это не может продолжаться бесконечно. Спасение человечества - дело самого человечества, оно не может быть достигнуто без его участия. Потому так актуально звучит призыв: "Братья, идущие к вершинам Земли! Обжигающим холодом встречают вас вечные снега. Вихри обрушиваются на цепляющихся за скользкий выступ в последнем усилии. Грозные лавины готовы низвергнуть вас в пропасти каждый момент. Каждый неверный шаг грозит вам падением. Каждый груз отягощает непомерно. <...> Братья, идите на вершины к звездам, руками и ногами преодолевая трудный путь. Не пустота, но огромные крылья ожидают взошедших на Вершины." (§267).
И, наконец, сокровенное - как устанавливается связь ученика с Учителем Незримым. Эта тема освещается в нескольких беседах. "Тайна непосредственного познания сущности Шестого принципа заключается в том, что с нею связано звучание Беззвучного Голоса Божественной Мудрости, который начинает слышать продвинувшийся в освобождении от самости и развивший в себе достаточное чувство самоотверженности и сострадания - сначала как голос совести, властно указующей, что хорошо и что плохо; а потом как -уявление вдохновенных прозрений, вначале трудно уловимых абстрактных идей, требующих конкретного оформления через сознание, и, наконец, как конкретный, ясно звучащий, но в то же время беззвучный Голос Учителя Незримого, пребывающего в Буддхи." (§35).