Эзотерическая Космогония тесно связана с Теогонией. "Жемчуг исканий" приоткрывает и некоторые тайны Теогонии - тайны Огненной Иерархии. Например, - почему Тот был "секретарем" Изиды? "Тот был Учителем Учителей и "секретарем" Главы Иерархии - Великой Матери Мира. Не семь, а шесть Мудрецов были подвластны Ему. Седьмым Мудрецом был Он Сам. Тот записывал на чистом Папирусе Первичной Субстанции Законы Неизреченной Божественной Мысли." (§524).
Кто является Владыкой нашей планетной цепи? "Жемчуг исканий" утверждает; "Владыка нашей планетной цепи был Тем. Кто первым проявился при начале Круга Жизни нашей планетной цепи. и Он будет последним при его завершении. Он есть "Альфа и Омега" - начало и конец, как сказано о нем в Апокалипсисе." (§540).
Далее, очень важный вопрос - почему Шакти в Космогонии (Теогонии) называют Матерью, Женою, Сестрою и Дочерью Логоса? "Жемчуг исканий" разъясняет: "эта Энергия НЕ ИМЕЕТ ФОРМЫ, как таковая, но она принимает оппозицию ТОГО ТВОРЦА, который ею творит. Если творит Сын - Она МАТЬ. если творит Муж - Она ЖЕНА. если творит Отец - Она ДОЧЬ." (§430). См. также §486.
Для описания цикличности Мира, как мы видели, используется образ Дыхания Вселенной - чередование Вдоха и Выдоха. Выдох Неведомого есть Вдох Вселенной и наоборот. Может создаться представление о некоем автоматизме этого процесса. "Жемчуг исканий" подчеркивает, что эволюция протекает не автоматически, а под Руководством Иерархии. "Когда разобщение Материи достигает критической точки - начинается собирание разобщенных элементов. Этот процесс не совершается автоматически: он совершается Великими Разумами и Их Иерархией. Это процесс чудовищной трудности, требующий страшного напряжения всех творческих сил." (§402).
Рождение всякой формы происходит благодаря слиянию духа с материей "Два потока - сверху и снизу - закручивают вихрь, центральный стержень которого образует сердце, обусловливающее притяжение в этот "водоворот" необходимых для строительства элементов. Каждый дух представляет собой такой вихрь или магнит» так же как и каждый народ, каждая планета, каждая солнечная система, каждая галактика." (§403). Этот образ позволяет яснее осознать одно из краеугольных понятий "Живой Этики" - понятие Космического Магнита.
Космический Магнит (с большой буквы) в "Живой Этике" сопоставляется с Логосом (Творящим Демиургом). "В Учении Агни Йоги Логос называется более современно и более определительно - КОСМИЧЕСКИМ МАГНИТОМ. Каждый Магнит имеет два полюса, положительный и отрицательный, каждый Магнит двуначален. Но полюса связаны током, а потому двуначальный на проявленном плане. Магнит Един на плане высшем. Так и Логос Един и в то же время Двуначален." (§536).
"Каждая система творения имеет своего Логоса, своего Творца или Демиурга. Есть Логос Всекосмический, есть Логос Галактический, есть Логос Солнечной системы, есть Логос планетной цепи." (§538). Возникает вопрос - почему Демиург (Творец) был назван Логосом (Словом)? На этот вопрос дается такое разъяснение. "Потому, что слово есть изреченная мысль. Мысль скрыта, она- непроявленное, слово -проявленное. Божественная Мысль или Представление проявляется Логосом, разделенным на два Начала." (§536).
В ряде бесед "Жемчуга исканий" разъясняется и развивается положение "Тайной Доктрины" о существовании двух "Единых" - Единого Неведомого и единого Проявленного (см. Т.Д., т. I, с. 180). "Необходимо уяснить разницу между ЕДИНЫМ НЕВЕДОМЫМ и ЕДИНЫМ ПРОЯВЛЕННЫМ - Периодическим Манвантарным Божеством, исходящим из Единого Неведомого. Это Космический Разум, который, отделяясь от своего Источника, становится Демиургом или Творящим Логосом западных каббалистов. У индусов это Четвероликий Брама. Это армия высочайших Творцов; это Владыки Метагалактик, Галактик, звездных систем в галактиках. Владыки солнечных систем в системах звезд. Владыки планетных систем. Каждый из Них является Единым для тех сущностей, которых Он породил, дифференцировав себя, и которые должны постепенно объединиться и слиться вновь воедино со своим Отцом. Каждый такой Владыка должен, в свою очередь, слиться со своими Братьями и Отцом (точнее Матерью), и так до Единого всей Проявленной Вселенной." (§359). См. также §370. Отметим, что, в отличие от ортодоксальных религий, Творец (Демиург) рассматривается здесь (и в "Тайной Доктрине") как Космический Разум, а последний понимается как коллективный Разум - Иерархия Света. Такой подход, в определенной мере, соответствует и современному научному представлению о Космическом Разуме.
Что касается Единого Неведомого, известного под разными наименованиями: Абсолют, ТО, Та, Эйн Соф и др. - это самое Высокое и трудно вместимое понятие Учения. Оно справедливо относится к категории Несказуемого. В "Жемчуге исканий" можно найти некоторые пояснения, относящиеся к Нему (см. §389). Важным представляется указание на то, что по мере духовного продвижения, приходит и большая ясность в понимании этой Тайны из Тайн. "Когда мы любуемся горной страной с высокой вершины, то самая дальняя гора нам кажется синим монолитом; но, по мере приближения к ней, мы начинаем различать сложное строение этого силуэта, состоящего из многочисленных вершин. Так и в Великой Философии, подходя к ВЕЛИКИМ понятиям, мы не можем различить разницу между понятиями ТАТ, САТ и АУМ, Бытием и Бытийностью, и склоняем голову перед НЕСКАЗУЕМЫМ. Конечно, мы не ошибаемся, видя в этом Великое Единство, но, продвинувшись духовно, начинаем различать разницу между ТАТ и САТ. Эти понятия Учение сливает в Великое понятие АУМ'а. Вот что означает формула АУМ, ТАТ, САТ - АУМ. АУМ - Великий Огонь. Начало всех Начал." (§493).